В Смольном назвали "недопустимым" разглашение депутатами соглашения по ЗСД

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Петербургские депутаты обнародовали текст концессионного соглашения о Западном скоростном диаметре, полученное из конфиденциальных источников. В комитете по инвестициям назвали недопустимым разглашение конфиденциальной информации.

Депутаты фракции "Справедливая Россия" в Законодательном собрании Петербурга Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров изучили текст концессионного соглашения на строительство и содержание ЗСД между Санкт-Петербургом и ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС) и посчитали его незаконным.
Подчеркивается, что текст был получен из конфиденциальных источников. До этого депутаты от разных партий пытались получить этот документ официальным путем, однако всегда получали отказ. В Смольном не раскрывали полный текст документа, ссылаясь на коммерческую тайну взаимоотношений города с МСС. На прошлой неделе губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что готов предоставить депутату ЗС от Партии роста Оксане Дмитриевой условия концессионного договора по строительству и использованию Западного скоростного диаметра. Но только при условии, что депутат напишет расписку о неразглашении информации.
Справедливороссам удалось получить документ без этих условностей. Текст разместили на сайте партии.
"Никаких санкций я не боюсь. Какие к нам могут быть претензии? Они говорят, что якобы текст соглашения содержит коммерческую тайну. Если это нарушает чьи-то права на какую-то сумму — пусть доказывают это в суде", — заявил Алексей Ковалев. Он ссылается по позицию Контрольно-счетной палаты, что этот вопрос не относится к коммерческой тайне.
В опубликованном документе 220 страниц. Впрочем, не менее важная информация содержится в приложениях к соглашению, их начитывается 27. Например, приложение №12 посвящено финансовой модели проекта, а приложение №25 — порядку расчета максимальных компенсируемых из бюджета затрат. Их в открытом доступе по-прежнему нет.
Не все приложения удалось достать, признает Алексей Ковалев. Тем не менее несколько из них депутаты смогли изучить. "Они показывают, что партнер может фактически произвольно устанавливать размер своего недополученного дохода. Вот это самая главная хитрость", — возмущается депутат.
Финансовая модель концессионного соглашения с МСС (по данным СПАРК, 50% компании владеет ООО "Инфраструктурные инвестиции холдинг" ("дочка" ВТБ), 41,5% — ООО "М строй эксперт" (принадлежит "дочке" Газпромбанка — ООО "УК ГПБ — Ресурсосберегающие технологии") и 8,5% — кипрской "Блогнот лимитед") предусматривает, что инвестор получает деньги из бюджета на покрытие своих убытков, если фактический доход от платного проезда по трассе будет ниже запланированного. Минимальный доход от платной эксплуатации зафиксирован в размере 9,67 млрд рублей в год. На доходность выше этого уровня планируют выйти в 2019 году, до этого общая сумма субсидий из бюджета может достигнуть 17 млрд рублей.
В 2016 году платеж из городского бюджета по компенсации затрат составил 4,5 млрд рублей. Эта сумма сравнима с совокупными расходами Петербурга по отрасли "Жилищное хозяйство". Помимо этих средств, в прошлом году операторы ЗСД получили из городского бюджета 2,24 млрд рублей на реализацию долгосрочной целевой программы "Финансирование создания в Петербурге автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр". Между тем федеральное законодательство предусматривает дополнительное финансирование частного партнера только в том случае, если после заключения соглашения в законодательство вносятся изменения, ухудшающие положение партнера, отмечают депутаты.
В 2018 году Петербург потратит на выплату субсидий концессионеру ЗСД 4,1 млрд рублей, еще 2,5 млрд рублей выделят по программе "Финансирование создания ЗСД", эти суммы уже заложены в закон о бюджете.

Концессия выгоднее, чем ГЧП

Кроме того, у депутатов есть претензии к тому, как юридически оформлен договор. Правительство Петербурга заключило соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП), а не концессионное соглашение. Сделки по концессии регулируются федеральным законодательством, а правила и условия ГЧП регионы могут устанавливать самостоятельно. "В договор ввели положения, которые намного менее выгодны для государства, чем на основании закона о концессии", — полагает Алексей Ковалев.
Депутаты обратились к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой проверить соглашение о государственно-частном партнерстве при строительстве ЗСД. Стоит отметить, что предыдущие попытки особого результата не дали: СК перенаправил обращение справедливороссов в прокуратуру, которая отказалась рассматривать документ по существу.  
В комитете по инвестициям в течение дня не смогли подтвердить или опровергнуть подлинность обнародованного текста соглашения. "Как было ранее неоднократно указано, соглашение о ГЧП содержит сведения, составляющие охраняемую федеральным законом конфиденциальную информацию, в связи с чем разглашение или распространение соответствующей информации без получения согласия сторон недопустимо. По тем же причинам рассматриваемый текст не может оцениваться на предмет подлинности или подложности", — сообщили чиновники в ответ на запрос "ДП". На вопрос, будут ли они проводить проверку, чтобы найти сотрудника, который передал депутатам документ, в комитете отвечать отказались.
В пресс-службе МСС  заявили, что им не известны происхождение и статус представленного текста. "Вся информация, касающаяся реализации проекта, не имеющая статуса защищаемой в качестве коммерческой или иных юридических ограничений, доступна и предоставляется", - настаивают в компании.