ОСК решила объединить активы петербургского Балтийского завода

Строительство атомного ледокола "Арктика" на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Автор фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Строительство атомного ледокола "Арктика" на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Автор фото: Руслан Шамуков/ТАСС

ОСК объединяет юрлица Балтийского завода, чтобы потом продать часть акций инвестору по цене в 10 раз выше покупной, полагают эксперты.

Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) решила объединить принадлежащие ей активы петербургского Балтийского завода, специализирующегося на строительстве ледоколов для Северного морского пути.
Одна из причин — планы по расширению государственной ледокольной программы за счет строительства еще четырех атомных ледоколов 40 МВт и как минимум одного супермощного атомного ледокола 110 МВт. Общая стоимость перспективного заказа оценивается в 160 млрд рублей, на 33% больше текущего портфеля заказов Балтзавода — 130 млрд рублей. По мнению экспертов, такие перспективы позволят ОСК рассчитывать на выгодную продажу части акций завода частному инвестору. Аудиторы оценивают одну его акцию в 2235 рублей, что в 10 раз выше цены, которую заплатила ОСК 5 лет назад.
ОСК выкупила 88,32% акций АО "Балтийский завод" в 2012 году, заплатив за одну акцию 222 рубля, что на 7,5% ниже номинала. Тогда завод переживал банкротство: новых заказов не было, работникам не платили зарплату.
В конце 2011 года в ситуацию вмешалось правительство: возглавлявший его в то время Владимир Путин лично прибыл на завод и разговаривал с рабочими. Тогда Балтзавод, можно сказать, из рук Путина получил спасительный заказ на ледокол "ЛК–25". С заказом завод так и не справился, достраивать ледокол будут Адмиралтейские верфи.
Чтобы уклониться от претензий кредиторов, новый собственник Балтзавода — ОСК — учреждает ООО "Балтийский завод — Судостроение" (БЗС). На него оформляются новые заказы, переводится персонал. А производственные мощности БЗС арендует у АО "Балтийский завод". Одновременно с этим менеджмент БЗС ведет борьбу с кредиторами АО, в частности выкупает у них долги. БЗС становится доминирующим кредитором и предлагает остальным заключить мировое соглашение, по которому половина из 7 млрд рублей долга будет погашена в 2018 году.

Хорошо оценили

Вчера совет директоров АО "Балтийский завод" утвердил решение акционеров о дополнительной эмиссии 1 749 206 акций номинальной стоимостью 240,4 рубля. В результате этой операции капитал АО возрастет на 420,5 млн рублей. Вместо денег за выпущенные бумаги Балтзавод получит доли в капитале БЗС, принадлежащие самой ОСК (70%) и ее "дочке" — АО "Западный центр судостроения" (30%). Номинальная стоимость обеих долей немногим более 1 млрд рублей, что в 2,4 раза превышает объем допэмиссии. Возглавит объединенный завод Алексей Кадилов.
Согласно отчетности АО, по итогам II квартала 2017 года чистые активы были отрицательными — минус 2,3 млрд рублей. И даже после выкупа допэмиссии обязательства Балтзавода будут по–прежнему превышать стоимость его активов на 1,8 млрд рублей. К тому же с 2012 года он накопил чистый убыток свыше 1 млрд рублей.
Несмотря на неважные показатели, компания "АФК–Аудит" оценила в марте 2017 года одну акцию АО в 2235 рублей. "У компании есть 50 га земли в центре города и 350 тыс. м2 площадей. Мы провели дооценку имущественного комплекса. Сам завод не переоценивает имущество, чтобы не платить больше налогов", — объяснил Александр Пугасеев, руководитель департамента оценки бизнеса и активов ООО "АФК–Аудит".
"Оценка вообще хорошая: 60% докризисной выручки Балтзавода — 3600 рублей на акцию", — констатирует начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский. По его мнению, ОСК объединяет активы завода, чтобы продать часть акций частному инвестору, которым может стать один из заказчиков судов, чтобы контролировать производственный процесс и себестоимость.
От объединения завод получит портфель заказов почти на 130 млрд рублей, увеличение выручки до 14 млрд рублей в год. "Результатом реорганизации станет создание единого центра для строительства атомных судов и кораблей, выпуска продукции машиностроения для надводных кораблей и подводных лодок по линии гособоронзаказа", — заявили на Балтзаводе.