Сырные берега. Как открыть сыроварню за пять шагов

Сергей Остапов, до того как стать сыроваром, работал в торговом бизнесе. Теперь он развивает собственный бренд и оформляет упаковку продуктов в деревенском стиле.
Автор фото: Сергей Ермохин
Сергей Остапов, до того как стать сыроваром, работал в торговом бизнесе. Теперь он развивает собственный бренд и оформляет упаковку продуктов в деревенском стиле.
Автор фото: Сергей Ермохин

Семейная пара Сергей и Анна Остаповы производят более 20 видов козьего и овечьего сыра, а также овечий йогурт и козью ряженку. Продают их супермаркетам в премиальном сегменте, рестораторам и отельерам. Ставку фермеры делают на широкий ассортимент и необычность продукции.

Сергей и Анна Остаповы основали КФХ "Ферма–сыроварня "Деревня" в 2014 году и решили производить сыр. К 2017 году сыровары достигли выручки 30 млн рублей в год.

От козы к производству

"Идея открытия сыроварни в 2014 году пришла почти случайно, — вспоминает Сергей. — Оглядываясь назад, понимаем, что причин, малозначимых по отдельности, которые сподвигли к организации такого проекта, было много". Во–первых, после покупки загородного дома Остаповым подарили двух коз, молоко которых нужно было как–то использовать. Знакомые из Франции в то же время рассказывали будущим фермерам о культуре сыроделия во Франции. Кроме того, Сергей Остапов занимался торговым бизнесом и давно думал о производстве.
К 2017 году общая сумма вложенных в проект средств превысила 100 млн рублей. "Учитывая, что сельхозпроект — рискованное предприятие, решили не пользоваться кредитами", — говорит Сергей. Средства вложили в покупку 10 га земли, коммуникации, строительство фермы, животных. Первые 1,5 года работы были убыточными, 300–500 тыс. рублей в месяц приходилось вкладывать, чтобы покрывать расходы. Сейчас выручка компании превысила 30 млн рублей в год.
Владельцы ожидают, что к 2020 году предприятие окупит все инвестиции. В работе задействованы 30 сотрудников: фермеры, сыровары, водители и др. В планах компании — развить и мясное направление. Сейчас "Деревня" производит более 20 видов сыра из молока коров, коз и овец. "Также мы готовим редко встречающиеся на рынке овечий йогурт, козью ряженку, варенец. А для некоторых видов сыра разработана авторская рецептура", — говорит Сергей.
Кроме того, фирма делает варенья, выпечку, шоколад. Покупатели компании — рестораны, отели, супермаркеты, в том числе сети "Лэнд", "СуперБабилон", "Гинза", "Итали" и др.

Еда и туризм

В Ленинградской области около тысячи небольших фермерских хозяйств, их совокупная выручка — около 2,5 млрд рублей. Среди них "Экоферма", "Подворье Горки" и др. Примерно 70% областных фермеров занимаются животноводством, 30% — растениеводством.
"Объемы производства фермеров не позволяют сотрудничать с оптовиками. И по стоимости фермеру это не принесло бы прибыли, — говорит Евгений Айтжанов, гендиректор фирмы по управлению загородными участками "АТС Малиновка". — Поэтому многие вкладываются в популяризацию моды на экопродукцию, в том числе внедряя маршруты экотуризма. Особенно те, что не дальше 40–50 км от города".