Петербургские гостиницы, повысившие цены накануне Кубка конфедераций, заполнены только на треть

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Петербургские отели, заключившие договор с дилером FIFA и ожидавшие болельщиков, на пике сезона оказались заполнены на 30%. Выиграли те, кто не рассчитывал на Кубок конфедераций.

Петербургские отельеры, работающие в самых разных ценовых сегментах, жалуются на низкий для высокого сезона результат. Дело в том, что на Кубок конфедераций приехало вполовину меньше болельщиков, чем ожидали участники рынка, а обычных туристов такие мероприятия скорее отпугивают, чем привлекают. Общую загрузку отельеры оценивают в среднем в 70–80%, но отмечают, что на кубок приехала только треть от заявленного количества болельщиков.

Скучные Кубки

Управляющий "Лиготелем" Виталий Дударенко рассказывает, что уровень загрузки его отеля сейчас отстает на 15–20% от прошлого года. "Кубок переоценен, как и прошлогодний чемпионат по хоккею, от которого много ждали, но результата почти никакого, — говорит он. — И это, в общем, не удивительно; мне слабо верится, чтобы в Петербург кто–то поехал из Новой Зеландии, да и организация Кубка хромает: даже трибуны российских болельщиков не заполнены, людям это не интересно. Но государство–то обещало, власти постоянно повторяли, что это будет основной сезонный поток и дополнительный футбольный. В итоге все заложили высокие цены и держали до последнего. Потом так же резко опустили. Так что совет туристам: езжайте сейчас в Петербург, можно поймать необычно низкие для белых ночей цены".
О неудаче заговорили еще до начала Кубка, когда официальный дилер FIFA по обеспечению гостиничными номерами Match Accommodation (МА) аннулировал все бронирования на мероприятие, объяснив это низким интересом к Кубку. Отельеры до последнего надеялись на самостоятельных болельщиков и держали цены.
Владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы рассказывает, что больше всех пострадали одиночные отели, ждавшие гостей по брони МА и не предоставлявшие цены туроператорам и сервисам бронирования. Сетевые отели, имевшие договор с МА, все–таки приняли клиентов по брони, но только 30% от заявленного и по невысоким ценам, в итоге потеряв 15–17% выручки.
"Нас спасло то, что после хоккейного Кубка мы ожидали отмены и заранее предоставляли цены туррынку, то же самое делаем в отношении 2018 года; если брони отменят, мы продадим номера обычным туристам, — говорит Юнис Теймурханлы. — Да, Кубок распугал туристов, но нельзя сказать, что МА виноват: он никого не заставлял подписывать договоры, колхоз — дело добровольное".

Стагнация или падение

В итоге полноценным падением ситуацию не назвать: обычных туристов действительно меньше, однако вместе с болельщиками они почти дотягивают загрузку до привычного уровня. Но не во всех сегментах: гостиницы от трех звезд чувствуют себя уверенно, а хостелы, конкурирующие с квартирами посуточно и апартаментами, спросом не пользуются. Этим летом хостельеры и вовсе выставили на продажу почти треть своих бизнесов в Петербурге (более 450) после неудачных майских праздников.
Кирилл Иртюга, гендиректор УК "РосинвестОтель", соглашается, что спрос в этом году снизился и дело не только в Кубке. "Влияют укрепление рубля и возможность выезжать за границу, стоимость проживания и перелета, холодная погода, снижение доходов россиян", — говорит он. По данным ГК "Слетать.ру", спрос на пакетные туры в июне этого года даже немного вырос по сравнению с июнем прошлого. "В то же время в мае 2017 года туры в Петербург искали вдвое чаще, чем сейчас, а в июле отправиться в город хотят на 10% больше туристов, чем в июне, в период проведения Кубка, — поясняют в компании. — В какой–то мере падение спроса по сравнению с маем может быть связано с проведением Кубка, но надо понимать, что на майские праздники и в период белых ночей количество туристов, в том числе иностранных, в городе также очень велико".
Председатель комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев считает, что падение спроса — слишком сильная формулировка. "Общий поток не снизился, по сравнению с прошлым годом есть даже 5%–ный рост по загрузке, — рассуждает он. — Но дело в том, что ожидания были гораздо большими". Чиновник рассказывает, что обычных туристов стало меньше, но болельщики их заместили: только функционеры FIFA заняли в гостиницах 7 тыс. мест.
Результатом завышенных ожиданий участников рынка стал и 10–50%–ный рост цен за номер, еще больше отпугнувший туристов.
"Тем не менее выиграли как раз трехзвездочные гостиницы в центре города: болельщики Кубка приехали в том числе посмотреть достопримечательности. Кроме того, львиная доля российских болельщиков останавливается не в пятизвездочных гостиницах, а в квартирах, которые они арендуют через различные сервисы", — заключает Мушкарев, добавляя, что в июле Смольный проведет совещание с отельерами, где чиновники и бизнес постараются придумать, как избежать той же проблемы на ЧМ–2018.

Пугающий спорт

Хотя Ростуризм ожидает, что мундиаль на 20% увеличит турпоток в Петербург, городской туристический рынок вряд ли выиграет — об этом говорит и опыт других стран.
Например, по данным Европейской ассоциации туроператоров (ETOA), спортивные мероприятия вредят туротрасли. По итогам анализа рынков Сеула, Барселоны, Атланты и других городов, которые принимали Олимпиады с 1988 по 2008 год, игры приводили к спаду въездного потока туристов и до, и после соревнований.
Так, в Пекине за месяц до Олимпиады, в июле, число иностранных туристов упало на 30%, а в сентябре, после Игр, — на 20%. Во время Олимпиады 2016 года турпоток из России в Бразилию упал в 3,2 раза (а цены на билеты выросли в 1,5 раза). Причина в том, что спортивных болельщиков, которые готовы ехать ради мероприятий в другую страну, все–таки меньше, чем обычных туристов. А последние хотят отдохнуть, их пугают толпы, рост цен на билеты, жилье и услуги (иногда его только ожидают, но чаще ожидания оправданны). Перед Олимпиадами туристов отталкивают масштабные стройки, перед футбольными чемпионатами — ожидание возможных беспорядков. В Сочи в 2015 году турпоток вырос, но перед началом этого сезона в Российском союзе туриндустрии (РСТ) ждут результатов на 30% ниже, чем в прошлом году.
Как уже писал "ДП", этой весной петербургские власти заявляли, что не ждут денег и от ЧМ–2018. В 2014–2018 годах, по оценкам Смольного, на подготовку к чемпионату потратят 129 млрд рублей. При этом, говорил губернатор Георгий Полтавченко, гости мундиаля потратят в городе всего около 14 млрд рублей.
То, что сейчас происходит в Петербурге, — это скорее не падение турпотока и спроса на номера в отелях, а обманутые надежды отельеров. Они в ожидании огромного числа футбольных болельщиков не подтверждали бронирование обычным тургруппам из российских городов и зарубежным туристам, подняли цены на номера (по нашим данным, от 10 до 50%). А поскольку зарубежные туроператоры планируют поездки групп в среднем за полтора года, то, не получив подтверждения, они уже переориентировались на другие направления. Поэтому взрывного роста спроса на размещение не случилось.
Андрей Мушкарев
председатель комитета по развитию туризма
Исторически спрос на гостиницы перед ЧМ по футболу не показывает сильных отличий от обычного. Но в ситуации с Петербургом мы имеем дело скорее с эффектом окрепшего рубля, который наконец позволил нашим соотечественникам начать выезжать к морю, и плохой погоды, которая подхлестнула это желание. Безусловно, проведение Кубка вряд ли поспособствовало росту не связанного со спортом спроса: туристы опасаются, что везде будут очереди, в аэропортах начнется коллапс, а стоимость проживания будет высокой.
Татьяна Веллер
глава департамента гостиничного бизнеса компании JLL
Некоторые, возможно, держали номера для болельщиков, но не просили предоплаты. Хорошо сейчас тем, кто продал номера на длительный срок, а плохо тем, кто завысил тарифы на период Кубка и отказал клиентам, которые могли бы заполнить даты между матчами. По сути, самой важной датой является финал 2 июля, на который действительно повышен спрос. Думаю, отпугивать туристов могут не спортивные мероприятия, а скорее закрытые, вроде ПМЭФ, когда город обслуживает делегатов, а туристам трудно найти места в отелях, музеях и ресторанах.
Мария Чеблакова
директор отдела продаж W ST. PETERSBURG
Кубок, по идее, как раз должен был привлечь туристов. Однако Ростуризм не воспользовался этой прекрасной возможностью увеличить въездной поток. Все активности, а прежде всего реклама этого мероприятия за рубежом, были явно недостаточны. Кроме того, отели низкого и среднего сегмента в Петербурге вполне загружены внутренними туристами. И этот фактор также отпугнул иностранцев. Необходимо сделать все, чтобы не повторить этих ошибок на ЧМ–18. Иностранные туристы тратят по 40–50 евро в день, не стоит от них отказываться.
Елена Кривенкова
глава комитета по гостеприимству общероссийской общественной организации "Деловая Россия"