Что может помешать возвращению иностранных лоукостеров в Пулково

Иностранные лоукостеры возвращаются в Пулково благодаря стремительному росту спроса на международные перевозки. Но их может остановить очередная девальвация рубля.

Пассажиропоток аэропорта Пулково в I квартале 2017 года увеличился на 25%, до 2,9 млн человек. Наибольший прирост пассажиропотока продемонстрировали международные направления. Растущий спрос воодушевляет иностранных авиаперевозчиков, работающих на европейских направлениях. В петербургскую воздушную гавань возвращаются иностранные лоукостеры, покинувшие ее еще в 2015 году на волне девальвации рубля, из–за которой спрос на международные перелеты обвалился в разы.
Сегодня рубль отыграл значительную часть падения, что позволяет надеяться на возвращение пассажиропотока к рекордным объемам 2014 года. Тогда аэропорт обслужил 14,3 млн пассажиров. Причем большую часть на международных направлениях. А так как реальные доходы населения в последние 2 года только сокращались, логично предположить, что предложение лоукостеров без внимания не останется.
Нарушить планы лоукостеров может очередная девальвация рубля. Но пока о ней говорят только в российском правительстве, а курс рубля остается более или менее стабильным.

Ближайшие конкуренты

Ранее петербуржцы, желающие сэкономить на перелете, в основном добирались на автомобиле или автобусе до аэропортов в Финляндии и Эстонии, в Пулково же лоукостеры были последние годы представлены весьма ограниченно. Так, в 2015 году ушли Germanwings, Norwegian и Air Berlin, итальянская Air One и вовсе обанкротилась. До недавнего времени экономичных перевозчиков представляла только испанская Vueling с рейсами в Барселону, которая из–за географического положения интересна в первую очередь как направление прямого туризма, а не как транзитный внутриевропейский хаб. Кроме того, следует отметить Air Baltic, которая, как и Vueling, не является классическим лоукостером, но близка к этому формату как по тарифам, так и по условиям обслуживания: перевозчик выполняет до четырех ежедневных рейсов между Петербургом и Ригой, ориентируясь на внутриевропейский трансфер. Но ситуация меняется. ООО "Воздушные ворота Северной столицы" — оператор аэропорта Пулково — начало давать скидки компаниям, увеличивающим частоту и открывающим новые рейсы. Перевозчики ответили взаимностью. С конца августа рейсы из Пулково начнет выполнять один из крупнейших европейских лоукостеров — венгерская авиакомпания Wizz Air. Слетать в Будапешт можно будет 2 раза в неделю, цены начинаются от 20 евро в одну сторону. Конечно, дешевые билеты были практически сразу раскуплены, однако за 60–70 евро их достаточно на любые даты, кроме новогодних каникул. Как и у любого лоукостера, билет с минимальным тарифом является невозвратным и неизменяемым, а также не включает перевозку багажа. Несмотря на то что Будапешт не является основным хабом для Wizz Air, из венгерской столицы можно улететь по 63 направлениям, преимущественно внутри Евросоюза, что создает возможности для дешевых перелетов в Европу.
Кроме того, специальный рейс под европейскую трансферную волну запустила Finnair: тарифы из Петербурга с пересадкой в Хельсинки установлены даже ниже, чем для прямых рейсов из Хельсинки. С 6 до 10 рейсов в неделю увеличила частоту полетов в Стокгольм авиакомпания SAS. Рейсы в Берлин начала выполнять S7, входящая в пятерку крупнейших перевозчиков аэропорта Пулково по объему пассажиропотока. В 2016 году группа S7 обслужила в аэропорту 1,1 млн человек, на 49% превысив показатель 2015 года. Более того, в зимнем расписании российская авиакомпания открывает еще несколько международных направлений из Петербурга: это Зальцбург, Цюрих и Инсбрук. При этом график оборота воздушных судов намекает и на появление других рейсов, о которых, видимо, будет объявлено позднее", — прогнозирует Андрей Крамаренко, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

Уверенность растет

"Зальцбург и Инсбрук, а заодно и Цюрих — сезонные направления, заточенные под лыжников. Летом этих рейсов нет. Зато есть Берлин, который важен с точки зрения стыковки с партнером Air Berlin. Что характерно, туристические рейсы будут выполняться на Airbus A319, в то время как регулярные в Берлин — на самолетах Embraer E170, которые будут чередовать полеты в Европу с рейсами в Брянск, Калининград, Калугу и Ярославль", — комментирует Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства "АвиаПорт".
Рост предложения он связывает с укреплением рубля, начавшимся со II квартала 2016 года. Пока рубль остается в коридоре, приемлемом для российских путешественников. Однако зарубежные лоукостеры осторожны.
"Они должны быть уверены в том, что рынок готов к росту трафика. Предпосылок тому может быть несколько: дальнейшее укрепление рубля, которое позволит россиянам активно летать в Европу, или беспрецедентное упрощение визового режима для граждан, посещающих Россию, что могло бы спровоцировать въездной туризм. Пока ни того ни другого мы не наблюдаем. Два рейса Wizz Air в неделю на фоне ежедневных полетов, которые компания осуществляет из Москвы, — достаточно наглядное отражение ожиданий от местного рынка", — считает Олег Пантелеев. "В случае с Wizz Air спрос тоже двусторонний, поэтому пока это не выглядит большим риском", — добавляет Андрей Крамаренко.
Интерес петербуржцев к Венгрии и Швейцарии стабилен — они удерживают 25–ю и 35–ю строчки рейтинга популярности. Австрия поднялась на пять мест по сравнению с 2016 годом — с 20–го на 15–е место. Открытие рейсов Wizz Air в Венгрию может сильно сказаться на востребованности направления. В Москве наличие прямых рейсов позволило Венгрии встать вровень с Австрией. Аналогичного результата можно ожидать и в Петербурге. Билеты Wizz Air хорошо продаются по ценам вдвое ниже среднерыночных, а Венгрия превращается в самое доступное европейское направление.
Дмитрий Хаванский
Менеджер По Развитию Skyscanner В России И Польше
В Будапешт в основном летают через Ригу с AirBaltic, через Минск с Belavia, через Амстердам с KLM или через Стамбул с Turkish Airlines. Билеты можно найти от 12 тыс. рублей, если планировать поездку за 3 месяца. Спрос на Будапешт растет. Пик бронирований пришелся на этот март — в 2,5 раза больше, чем в среднем в другие месяцы. Петербуржцы предпочитают покупать билеты на зимние рейсы в Зальцбург, Инсбрук и Цюрих от S7 непосредственно зимой. То есть сейчас уже можно купить билеты на ближайшую зиму.
Янис Дзенис
представитель Aviasales