На фоне принятия закона о сносе самостроя началась кампания по исключению участков из схемы размещения

Автор фото: Интерпресс

Очередная кампания по исключению из городской схемы размещения земельных участков под временные ларьки стартует 10 мая. Предприниматели уверены, что новый закон о сносе без суда позволит убрать павильоны, законно работающие по 10-15 лет.

ЗС Петербурга в первом чтении приняло закон, который позволит сносить так называемый "самострой" (или, по предположению петербургских предпринимателей, торговые павильоны и ларьки с действующими договорами аренды) без суда. В законе речь об объектах, которые в основном находятся в охранных зонах инженерных, коммунальных сетей и др.
В это же время 10 мая стартуют заседания согласительной комиссии при КРППР, где будут рассматривать земельные участки, в том числе с действующими договорами аренды, на исключение из городской схемы размещения нестационарной розницы.
Смольный впервые опубликовал список исключаемых участков осенью 2016 года, сначала в нем было 774 адреса, затем их число начало расти и дошло почти до тысячи. Часть участков на комиссиях при КРППР уже рассмотрели, в списке остался 561. Всего в схеме более 9 тыс. участков, из них торговыми павильонами заняты 5-6 тыс. Причина попадания в список большинства участков с договорами аренды — именно расположение на сетях. Заявки туда подают чиновники КИО и районных администраций.
Предприниматели — владельцы торговых павильонов, однако, опасаются, что постройки на участках, которые исключат из схемы на комиссиях, власти объявят "самостроем" и затем быстро снесут без суда. Заниматься этим, по закону, будет теперь Госинспекция по недвижимости.
"Однако Георгий Полтавченко еще в 2013 году принял мораторий на исключение из схемы размещения нестационарных объектов, которые были согласованы ранее в Адресной программе, мораторий действует до декабря 2019 года, — говорит Янина Гришина, глава НП "Содействие малому бизнесу". — Поэтому мы обратились в прокуратуру города — узнать, действует ли этот мораторий, его же никто не отменял. Закон о сносе без суда, по нашему мнению, приняли так быстро потому, что с 10 мая начинаются заседания комиссии, которая будет исключать участки из схемы. На сетях с согласованиями у нас стоит две трети торговых павильонов города, они стоят по 10-15 лет, и никому это не мешало".
НП "Содействие малому бизнесу" обратилось с письмом к прокурору Петербурга Сергею Литвиненко, где оно требует проверить законность исключения из схемы участков, ранее согласованных. Аргументация бизнеса проста: "Закон обратной силы не имеет". "Мы обратились в прокуратуру и к нескольким депутатам, подписей набралось несколько десятков", — добавляет владелец сети павильонов Юрий Рагулин. Его торговые объекты также попали в список.  
Павел Червяков, начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Петербурга, сообщил, что исключение из схемы размещения нестационарной розницы земельных участков не означает автоматически, что торговые объекты, расположенные на них, становятся самостроем и подлежат сносу. "Земельные участки, имеющие действующие договоры аренды, обладают иным правовым статусом", — подчеркнул Павел Червяков. Так что прокуратура еще будет разбираться с законом о сносе.
Однако предприниматели к заверениям власти относятся скептически. Например, рассказывает Юрий Рагулин, прошлым летом Смольный убеждал, что в списке на исключение будет только 250 участков, теперь их оказалось в разы больше. Затем чиновники говорили, что участков с договорами в списке нет, но предприниматели тут же нашли адреса своих киосков с договорами аренды в реестре. И от закона о внесудебном сносе ждут того же — что он ударит по легальному малому бизнесу.
Эти опасения разделяют и некоторые из депутатов, например Ирина Иванова, которая заявляет, что снос затронет, скорее всего, добросовестных предпринимателей, которые либо не успели продлить договоры, либо их участки оказались вне схемы из-за пресловутого расположения в охранной зоне.
"Ситуация тревожная, эти два события — принятие закона о сносе и заседания комиссии — проводятся на майские праздники, когда обычно затишье, и многие предприниматели думают, что это сделано намеренно, — говорит Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП "Союз малых предприятий". — Состояние неопределенности мешает бизнесу успешно работать и строить планы. И, конечно, исключение из схемы тех, кто раньше был законным, — это прямое нарушение российского "Закона о торговле".
В то же время в Петербурге работают тысячи незаконных торговых точек, у которых никогда и не было правоотношений с городом. Объем легального и нелегального рынков временной торговли оценивают примерно одинаково — в 40 млрд рублей каждый.