Транспортный коллапс 3 апреля вызвал волну перебронирований авиабилетов. В этот день многие пассажиры попросту не смогли добраться до Пулково и опоздали на свои рейсы. Большинство авиакомпаний пошли навстречу клиентам и отменили штрафы.
Остановка работы метрополитена парализовала транспортную ситуацию в Петербурге, что коснулось и авиапассажиров. Несмотря на то что аэропорт работал почти в штатном режиме и рейсы отправлялись и принимались по расписанию, многие опаздывали на рейсы из-за невозможности доехать до Пулково.
Ситуацию усугубило усиление контроля в самом аэропорту: так, теперь каждого пассажира просят не только достать и включить электронику, но и снять верхнюю одежду, включая кофты, — то есть раздеться фактически до футболок. Эти меры действуют до сих пор, и нужно закладывать минимум 20 минут на то, чтобы просто зайти в здание аэровокзала.
Более 90% авиабилетов при этом сегодня продаются по тарифам, предусматривающим полное аннулирование (в том числе обратного билета) при опоздании, а перебронирование на другие, более поздние рейсы, либо невозможно, либо производится со штрафом в размере минимум 2-4 тыс. рублей. Таким образом, опоздание означает в большинстве случаев приобретение нового авиабилета, причем по высокой цене, поскольку для вылетов «сегодня» или «завтра» устанавливаются, как правило, максимальные тарифы — вплоть до 15-20 тыс. за полет в одну сторону до Москвы.
Однако большинство авиакомпаний пошли навстречу петербуржцам. Так, например, «Аэрофлот» и управляемая им «Россия» отменили все штрафы как за перебронирование, так и за возврат билетов с вылетом из Петербурга 3 апреля. «Мы должны были вылетать около 9 вечера. Я позвонил в консьерж-службу, консьерж уточнил, на какое время нам удобно поменять билет. Прикинули, что на 23 часа успеваем. Менять можно было и с «России» на «Аэрофлот». Все замечательно сделали» — рассказывает Алексей Горячев, предприниматель, летевший в Москву.
Аналогичные меры предприняла S7 Airlines: агентам были разосланы письма с инструкциями, разрешающими обменивать или возвращать билеты без штрафа; таким образом, билеты можно было сдать по месту покупки. Девять пассажиров авиакомпании в день теракта перебронировали билеты на рейсы из Санкт-Петербурга, двое вернули: опоздавшие были на пяти рейсах.
Авиакомпания UTair также возмещает стоимость билетов или осуществляет их обмен без дополнительных сборов. Возврат и обмен билетов осуществляется до 9 апреля при обращении в кассы по продаже авиабилетов либо через форму обратной связи на сайте авиакомпании в случае, если билет приобретался онлайн; количество опоздавших пассажиров в компании не раскрывают.
Много шума в соцсетях наделала публикация издания «Правда УрФО» с информацией о том, что «Уральские авиалинии» отказывали опоздавшим пассажирам в обмене или возврате билетов, ссылаясь на правила тарифа. Пользователи даже начали призывать к бойкоту авиакомпании; утром 4 апреля перевозчик, однако, опубликовал официальный комментарий: «В связи со взрывом в метрополитене Санкт-Петербурга авиакомпания «Уральские авиалинии» отменила взимание дополнительных сборов для пассажиров, опоздавших на рейсы из аэропорта Пулково за переоформление билетов на другие рейсы, а также за возврат билетов с вылетом из Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года. Обращений, связанных с возникшими проблемами из-за трудностей по прибытии в аэропорт, не поступало.
В настоящий момент в авиакомпании проводится служебное расследование по вопросу о том, действительно ли вышеописанный случай имел место. Всем опоздавшим на рейсы 92, 624, 80 из Санкт-Петербурга были переоформлены билеты либо предложены другие варианты вылета. Не явились на три рейса в общей сложности 12 человек». Однако опоздавшие пассажиры или лица, выдающие себя за них, сообщили в соцсетях, что сборы были отменены задним числом уже после начала медийной шумихи.
В любом случае, если посчитать загрузку одного рейса даже по минимуму, например 100 человек, то 12 пассажиров из 300 — это меньше среднестатистического процента неявки на рейс, которая в зависимости от направления составляет до 10% (именно на этих пассажиров авиакомпании рассчитывают, практикуя овербукинг, то есть продажу большего количества билетов, чем есть кресел в самолете).