У Павла Плавника забирают редукторы

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Росимущество выставит на торги 90,11% акций АО "Звезда-Редуктор", входящего в холдинг "Звезда" Павла Плавника. Контроль над узкоспециализированным предприятием без долгосрочных контрактов может получить АО "Объединенная судостроительная корпорация".

АО "Звезда-Редуктор" — "дочка" производителя судовых дизельных двигателей ПАО "Звезда" Павла Плавника (ПАО контролирует 9,89% акций АО) и Минпромторга (90,11%). Предприятие учреждено в ноябре 2013 года, расположено на территории ПАО "Звезда", на улице Бабушкина, 123. На базе этого предприятия по программе импортозамещения создается национальный центр редукторостроения (редуктор — механизм, передающий тяговое усилие от двигателя на исполнительные механизмы).
Общий объем инвестиций в проект оценивается в 4,3 млрд рублей. Из них средства ПАО "Звезда" составляют 1 млрд рублей, а остальные 3,3 млрд выделены из федерального бюджета.
Госпакет акций оценивается как раз в 3 млрд рублей, говорит источник на предприятии. Правительство решило продать акции завода вместе с другими госактивами в связи с необходимостью сократить дефицит федерального бюджета.
Необходимость инвестиций в собственное производство редукторов возникла вследствие конфликта с Украиной, которая прекратила поставлять газотурбинные установки и редукторы для кораблей, строящихся на российских верфях. Теперь собственные силовые установки разрабатывает рыбинское НПО "Сатурн", а редукторы к ним делает "Звезда-редуктор". Многоцелевые фрегаты проекта 22350, строящиеся на Северной верфи, уже начали ржаветь, ожидая российских агрегатов. Их же ждет и феодосийский завод "Море" (его мощности, как ранее писал "ДП", арендует судозавод "Пелла"), которому предстоит строить десантные корабли на воздушной подушке типа "Зубр".
Официально запустить редукторное производство планируется 15 марта 2017 года. Хотя предприятие готово еще не полностью: станки введены в эксплуатацию, а испытательный стенд пока не построен. Первую его часть достроят к лету, а вторую, которая позволит испытывать изделия на полную мощность, запустят к концу 2017 года, если будут деньги. В конце 2016 года "ДП" писал, что "Звезда" получит 570 млн рублей на дооснащение редукторного производства. Кредит на эту сумму обещал Сбербанк под гарантии АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), но президент корпорации Алексей Рахманов пока не подписал гарантии. Поэтому денег пока нет.
"Для ОСК оборудование, которое должно выпускать это предприятие, является критичным для исполнения гособоронзаказа. Для нас важна лишь поставка в срок. Однако если поставщик срывает сроки и не способен выполнять свои обязательства по объективным причинам, ОСК подставит ему плечо в виде гарантий или поручительств как основной интересант процесса", — заявили в ОСК.
Первый заказ на 150 млн рублей завод выполняет с конца прошлого года. Минпромторг России заказал ПАО "Звезда" опытно-конструкторские работы по государственной программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса". Предприятию предстоит создать дизель-редукторный агрегат, системы контроля и управления дизель-редукторным агрегатом и организовать их серийное производство. Часть работ по этому контракту получит "Звезда-редуктор".

Плохая идея

ПАО "Звезда" — держатель контрактов с Минобороной и Минпромторгом — арендует производственные мощности АО "Звезда-редуктор" (собственного производственного персонала у АО нет). По словам представителя "Звезды", было намерение взять в аренду все предприятие, но пока совет директоров, а точнее его члены, представляющие интересы Минпромторга, не приняли соответствующего решения.
"Звезда-редуктор" — узкоспециализированное предприятие, не имеющее пока сформированного портфеля заказов на несколько лет вперед, и оно вряд ли будет интересно частным инвесторам. "Если инвестор не очень хорошо разбирается в машиностроении, то он, конечно, может купить акции этого завода", — говорит один из промышленников. Его точку зрения не разделяет начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский: "Благодаря тенденции импортозамещения такое предприятие без заказов не останется. Редукторы нужны не только в судостроении, но и в производстве грузовой техники. Поскольку это сектор машиностроения, то будет логично, если это предприятие достанется "Ростехнологиям".
В качестве альтернативы Минпромторг рассматривает вариант передачи завода в управление ОСК, 90% акций АО "Звезда-редуктор" внесут в уставный капитал судостроительной корпорации.
"Передать "Звезду-редуктор" в ОСК — не очень рациональная идея с инженерной и организационной точек зрения. ПАО "Звезда" всегда выпускало судовые дизельные двигатели и редукторы к ним, а "Звезда-редуктор" расширяет возможности головного предприятия. Новый завод позволяет расширить номенклатуру выпускаемых изделий, производить редукторы большей мощности, больших габаритов. Поэтому передача этого завода нецелесообразна", — объясняет Михаил Лобин, генеральный директор ОАО "Звезда-редуктор".