Верховный суд РФ удовлетворил жалобу петербургского предпринимателя Марка Эйдлена на решение об изъятии у него здания на Большой Конюшенной улице. Бизнесмен купил его в 2011 году за 319 млн рублей, но прежние владельцы оспорили сделку.
Во вторник 24 января Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ удовлетворила жалобу петербургского ИП Марка Эйдлена на решение Дзержинского районного суда Петербурга по иску ООО "Транспортные системы" об изъятии из незаконного владения ИП здания на Большой Конюшенной улице, 9. По словам Марка Эйдлена, решение районного суда и апелляционное постановление городского суда Петербурга, которыми здание было изъято и передано "Транспортным системам", отменены, дело возвращено на новое рассмотрение в городской суд. Адвокат "Транспортных систем" Владимир Стрельцов уверяет, что решение не отменено.
Скоропалительная сделка
Дом на Большой Конюшенной улице, 9, площадью 2,588 тыс. м2 (особняк гвардейского офицера В.А. Слепцова, первая треть XIX века) Maris Properties оценивает в 750 млн — 1 млрд рублей. Knight Frank более сдержан в оценках: 250-300 млн рублей. Марк Эйдлен купил его в 2011 году за 319,1 млн рублей у бизнесмена Алексея Смирнова, который, в свою очередь, приобрел объект за 60,9 млн евро у компании "Транспортные системы", владевшей зданием с середины 1990-х годов. На момент первой сделки, по данным СПАРК, собственником "Транспортных систем" был Игорь Евгеньевич Сечин (никак не связан с тезкой из "Роснефти"). Смирнов быстро перепродал объект Марку Эйдлену. Новый собственник в 2013 году истребовал здание у "Транспортных систем" по суду, а затем, по его собственным словам, вложил в здание около 20 млн рублей и сдавал его под арт-пространство.
Но уже год спустя компанию "Транспортные системы" приобрели Владимир Иванов и Вячеслав Клевцов (при этом Клевцов уверяет, что он изначально был конечным бенефициаром компании, но до поры держал доли на доверенных лицах), после чего компания оспорила договор купли-продажи. Клевцов, по данным СПАРК, является также владельцем ООО "Итнок", прежними владельцами которой были Валерий Королев и Денис Куров, ныне топ-менеджеры холдинга "Петро Мир" Михаила Мирилашвили. Как сообщили в "Петро Мире" эти менеджеры вышли из того актива в прошлом году, продав его Клевцову, и интересов холдинга там нет.
Читайте также:
Законодательство
Дважды не казнят
В 2012 году "Транспортные системы" подали иск к Смирнову и Эйдлену о признании договора, заключенного между ними, ничтожным: они утверждали, что Смирнов так и не расплатился по первой сделке. "На самом деле обе сделки были безденежными", — утверждает Вячеслав Клевцов. Но тогда суд отказал "Транспортным системам".
Параллельно "Транспортные системы" инициировали возбуждение уголовного дела о мошенничестве, в рамках которого здание было арестовано. Адвокат Марка Эйдлена обратился в Конституционный суд и осенью 2014 года признания ареста неконституционным: мол, нельзя по уголовному делу бессрочно арестовывать имущество лиц, не являющихся ни обвиняемыми, ни даже подозреваемыми. Дело, по словам Клевцова, еще расследуется. При этом, как говорит адвокат Владимир Стрельцов, Тверской суд Москвы каждые полгода теперь продлевает сроки ареста здания по ходатайству следствия.
Тогда компания подала на банкротство, в январе 2014 года в ней было введено конкурсное производство. Основным кредитором стал офшор Lansberg Investments Limited (долг 268 млн рублей). Конкурсным управляющим назначена Анна Рулева, председателем комитета кредиторов — все тот же Игорь Сечин (ему компания задолжала 72 тыс. рублей). После чего конкурсный управляющий компании Анна Рулева оспорила сделку продажи здания как подозрительную. И Арбитражный суд СПб и ЛО удовлетворил это заявление.
Марк Эйдлен в апреле 2015 года попытался продать здание через Российский аукционный дом, выставив его за 850 млн рублей, но покупателей не нашел. Более того, к моменту начала торгов "РАД" сам удалил объявление о них в связи с многочисленными жалобами со стороны "Транспортных систем".
После этого "Транспортные системы" обратились в Дзержинский районный суд с иском к Марку Эйдлену об изъятии объекта из чужого незаконного владения: мол, Смирнов не имел права продавать здание, так как приобрел объект по недействительной сделке. Адвокат Марка Эйдлена Николай Емельянов заявил о пропуске срока исковой давности: с 2011 года прошло уже 4 года. Но Дзержинский суд в декабре 2015 года иск удовлетворил, посчитав срок со дня, когда о сделке узнала конкурсный управляющий Анна Рулева. В марте 2016 года Городской суд Петербурга отказал Марку Эйдлену в апелляционной жалобе, и он подал кассацию в Верховный суд РФ.
Тем временем, в ноябре 2016 года дело о банкротстве "Транспортных систем" было прекращено: кредитор согласился на рассрочку погашения долга на год в связи с тем, что компания вернула ликвидный актив.
Точка отсчета
Именно дата отсчета срока исковой давности стала основой кассационной жалобы Эйдлена, и она заинтересовала Верховный суд. Дело в том, что по общепринятой практике она считается с момента, когда заинтересованное лицо должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. И уж точно не позднее 2012 года, когда "Транспортные системы" впервые — но неудачно — попытались оспорить сделку. Дело возвращено на новое рассмотрение в городской суд Петербурга, которому предстоит еще раз подумать над сроками исковой давности.
Вячеслав Клевцов уверен, что определение Верховного суда его оппоненту не поможет, и городской суд снова вынесет решение в пользу прежних владельцев. "В крайнем случае здание будет мне возвращено по итогам расследования уголовного дела и обвинительного приговора суда", — говорит он. Однако Марк Эйдлен так не считает. "Я уже вчера ходил в здание и предупредил там охрану, чтобы она готовилась освобождать помещения, когда я восстановлю свои права", — прокомментировал постановление Верховного суда Марк Эйдлен. Конкурсный управляющий "Транспортных систем" Анна Рулева отказалась от комментариев.
Между тем в Арбитражном суде СПб и Ленобласти развивается дело о банкротстве самого Марка Эйдлена за долги перед владельцем страховой компании "Капитал полис", основателем SELA Аркадием Пекаревским. Эйдлен в 2011 году занял у него $2,3 млн, и теперь этот долг в рублевом эквиваленте является основным долгом банкрота. Суд ввел в отношении Эйдлена процедуру реструктуризации долгов. В случае победы Эйдлена в суде, скорее всего, здание будет продано с торгов в рамках дела о личном банкротстве.