Разрыв между богатыми и бедными растет: ждать ли социального взрыва. Комментарий

 

В результате кризиса самые богатые люди мира стали еще богаче, говорится в отчете международного объединения OXFAM. В 2009-2016 годах капитал 793 богатейших людей рос на 11% ежегодно, увеличившись с $2,4 трлн до 5 трлн.
Увеличение капиталов сверхсостоятельных людей происходит на фоне роста уровня бедности. Восемь богатейших людей планеты (в число которых входят Билл Гейтс и Марк Цукерберг) владеют $426 млрд столько же есть у 50% наименее обеспеченных жителей Земли. Эксперты OXFAM отмечают, что самые богатые люди способствуют дальнейшему росту неравенства посредством «налоговой оптимизации» и других мер.
Активы, которыми владеет небольшое количество людей, быстро выросли в цене, что и привело к увеличению разрыва между самыми богатыми и самыми бедными людьми. Это следствие того период экономического роста, который весь мир переживал в 2000-е годы, и того кризиса, который начался в 2008 году.
Является ли увеличение разрыва социальной угрозой? Ответ неочевиден. Часть экспертов полагают, что это плохо и ужасно, что многие из этих сверхбогатых людей не сами стали богатыми, а получили наследство, что несправедливо. Отсюда — предложение ввести глобальный налог на наследство, чтобы те, кто получает богатство таким образом, делились с окружающими. Эту точку зрения отстаивает, в частности, популярный экономист Томас Пикетти, и у нее много сторонников.
Есть и другой подход: надо стремиться не к тому, чтобы что-то отнять у богатых, а к тому, чтобы бедные выбирались из бедности. Если что-то просто отнять у богатых, не факт, что бедные от этого станут менее бедными. Эту точку зрения разделяет в том числе Уильям Истерли, американский экономист, недавно опубликовавший популярную книгу «Тирания экспертов».
В соответствии с этой позицией надо создавать условия для того, чтобы бедные выкарабкивались из бедности, чтобы у них появлялись возможности для роста и развития. Но это сделать не так легко — отнять у богатых намного легче и быстрее. Мы больше любим отнимать и делить, чем складывать и умножать.
Как сделать так, чтобы люди, которые живут в очень бедных африканских странах, могли лучше питаться и имели более достойные санитарные, медицинские и другие условия? Практика показала, что простым перераспределением этого не сделать. Не надо решать задачу «кто виноват», богатые или сверхбогатые, надо решать задачу «что делать».
Есть ли движение в верном направлении? Пока мы слышим разговоры. Дел — гораздо меньше. Программ по борьбе с бедностью — много, но результат неочевиден. Эксперты отмечают: деньги идут на поддержку тех же неэффективных диктаторских режимов, которые и делают граждан этих стран бедными. И бедность таким образом только усугубляется.
Как сделать так, чтобы помощь доставалась не жуликоватым руководителям, а самим людям — вот фундаментальная проблема. Международные организации не могут делать что-то в обход местных правительств. А правительства этих бедных стран часто делают все, чтобы сохранить бедность — ради политической стабильности.
Владимир Гельман, декан факультета политических наук и социологии Европейского университета
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей - в "Блогах ДП"