Военный самолет Ту-154 мог упасть из-за неубравшихся закрылков. СМИ сделали такой вывод из расшифрованных слов пилота самолета, сказанных незадолго до крушения.
Нештатная ситуация на борту Ту-154, который утром 25 декабря упал в Черное море, могла возникнуть из-за неубравшихся закрылков, пишет газета "Коммерсантъ".
По данным источника издания, близкого к расследованию, параметрический самописец зарегистрировал отказ системы уборки закрылков, которые при взлете обеспечивают дополнительную подъемную силу на крыльях самолета.
Эксперты издания отметили, что сами по себе неубранные закрылки не критичны, но ситуацию могли усугубить действия экипажа.
По словам экспертов, возникающий в связи с неубранными закрылками пикирующий момент на старте летчики компенсируют штурвалом и с помощью стабилизатора самолета. Выигрывая за счет этого время, пилоты докладывают о неисправности диспетчеру и возвращаются на аэродром на небольшой скорости, чтобы отклоненные плоскости не оторвало встречным потоком воздуха.
Подобная ситуация и действия пилотов при ее возникновении, по словам экспертов, подробно описаны в руководстве по летной эксплуатации Ту-154. Кроме того, члены экипажа регулярно отрабатывают такую ситуацию на тренажерах.
Эксперты считают, что пилоты Ту-154, пытаясь компенсировать плавный уход самолета в пикирование, стали слишком активно тянуть штурвалы на себя, одновременно увеличивая режим работы двигателей. Из-за этого самолет мог выйти на так называемые закритические углы атаки, потерять скорость и упасть.
Ранее издание Life опубликовало расшифровку последних слов пилотов разбившегося Ту-154. По его данным, разговор заканчивается фразой одного из пилотов: "Закрылки, с*ка!" После чего звучит крик: "Командир, падаем!"