За юристом, взыскивающим сотни миллионов с "Главстроя" Олега Дерипаски, увидели тень Александра Сабадаша

«Главстрой–СПб» Олега Дерипаски (слева) пытается отбиться от обязательств на миллиарды рублей по договорам аренды дизель–генераторов, заключенным в эпоху, когда энергетику региона контролировал миллиардер Александр Сабадаш (справа).

"Главстрой–СПб" Олега Дерипаски вслед за шведской IKEA пытается отбиться от обязательств по договорам аренды дизель–генераторов. Договоры на миллиарды рублей были заключены компанией в эпоху, когда энергетику региона контролировал Александр Сабадаш.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти ввел процедуру наблюдения в ООО "Строительное управление — Главстрой" (СУ–ГС), 100%–ной "дочке" строительного холдинга "Главстрой–СПб", входящего в московский консорциум "Базовый элемент" Олега Дерипаски. Компания является генподрядчиком всех основных строек "Главстроя" в Петербурге — жилых районов "Юнтолово" и "Северная долина". Она привлекает подрядные организации. Оборот ее в 2012–2014 годах составлял 7–9 млрд рублей в год, в 2015 году — 4,5 млрд. Обязательства перед небанковскими контрагентами у компании составляли, по данным на начало года, около 2 млрд рублей.

Все спокойны кроме одного

Кредитором, чье требование на сумму 8 млн рублей было удовлетворено первым, стало ООО "Кадровая безопасность", принадлежащее топ–менеджерам "Базэла". Эта фирма, называвшаяся раньше ООО "Главстрой–менеджмент", занималась привлечением субподрядчиков на стройки "Главстроя–СПб" — "Юнтолово" и "Северная долина". Также в реестр кредиторов компании вступает сам "Главстрой–СПб" с двумя требованиями на общую сумму 2,6 млрд рублей и ОАО "Транскомплект" на 212 млн рублей. Таким образом, структуры "Базового элемента", скорее всего, будут полностью контролировать процедуру банкротства компании.
Впрочем, как сообщили "ДП" неофициально субподрядчики "Главстроя–СПб", они в курсе банкротства генподрядчика, но не опасаются этого: "С нами рассчитаются".
Единственным участником процесса, который всерьез относится к применяемым структурами Дерипаски банкротным схемам, является адвокат Павел Казарез, бывший сотрудник московской юрфирмы "Юстина", который купил и предъявил в суде права требования к СУ–ГС на общую сумму 693 млн рублей.
Это обязательства СУ–ГС по договору аренды 40 дизель–генераторов на стройке "Северной долины" в 2012–2013 годах: изначально дизели арендовались у ООО "Референт энерго", но затем эта фирма передала права по договору в пользу своего поставщика солярки ТД "Омни тэк", тот уступил их ООО "Стар энерго", у которого права требования выкупил адвокат Павел Казарез. "СУ–ГС арендовал дизельные электростанции полгода и ни копейки за них не заплатил, — рассказал "ДП" Павел Казарез свою правовую позицию. — Теперь же "Главстрой–СПб" готов обанкротить компанию, только чтобы не платить нам арендную плату".

Один почерк

История с СУ–ГС до боли напоминает другой кейс адвоката Казареза — взыскание с ООО "ИКЕА–Мос" десятков миллиардов рублей в пользу Константина Пономарева.
Шведский концерн IKEA, построивший два своих торговых комплекса "МЕГА" на границе города на Парнасе и на ул. Дыбенко, арендовал генераторы из–за проблем с подключением объектов к сетям "Ленэнерго". Когда в 2010 году долгожданное подключение все–таки состоялось, структуры Пономарева предъявили шведам иски на 25 млрд рублей. Дело завершилось мировым соглашением, но затем предприимчивый Пономарев подал еще один иск — на взыскание еще 33 млрд рублей.
Павел Казарез, представляющий интересы Пономарева в споре с "ИКЕА" и параллельно судящийся со структурой Дерипаски, отрицает связь между двумя своими клиентами.
"До окончания процесса мы считаем преждевременным комментировать наши взаимоотношения с данным контрагентом, а также ход и возможные результаты судебного разбирательства, — отказался от комментариев гендиректор СУ–ГС Андрей Малеев. — В компании введена процедура наблюдения. Со всеми кредиторами ведется работа в соответствии с законодательством РФ".

Сети коварства

Неофициально участники рынка отмечают, что оба кейса объединяет то, что арендаторы воспринимают договоры как кабальные. Оба они в суде стремятся доказать недобросовестность стороны, сдававшей им в аренду генераторы. IKEA это не удалось, и договоры пока не признаны ничтожными, а вот СУ–ГС в кассации минувшим летом добилось отмены решения о взыскании денег и возвращения дела на новое рассмотрение именно в связи с тем, что суд усмотрел признаки "недобросовестного поведения истца при ведении переговоров".
Именно эта победа, отправившая Павла Казареза (который первым подал иск о банкротстве СУ–ГС) судиться по второму кругу, позволила структурам Дерипаски запустить контролируемую процедуру банкротства генподрядчика.
Участники рынка сходятся во мнении, что за обоими владельцами генераторов стоит одна фигура, чье влияние на ситуацию как раз и могло вынудить такие серьезные компании, как "Базовый элемент" и IKEA, подписать кабальные договоры аренды дизелей. И в первую очередь под подозрение бизнесменов попадает ПАО "Ленэнерго", которое не подключало к сетям объекты этих инвесторов, вынуждая прибегать к услугам тех, кто сдает в аренду дизель–генераторы. "Кабальные сделки всегда заключаются в безвыходной ситуации, — рассуждает управляющий партнер "Дювернуа Лигал" Егор Носков. — Сегодня следственные органы любят усматривать в таких сделках признаки сговора".

Силуэт экс–сенатора

"Ленэнерго", как ранее неоднократно писал "ДП", долгое время контролировался командой менеджеров во главе с Андреем Сорочинским, связанных с известным петербургским бизнесменом и бывшим сенатором Александром Сабадашем (№ 255 в рейтинге миллиардеров "ДП" — 2016). "Это, пожалуй, единственный персонаж, который реально мог склонить и шведов и структуры Дерипаски к подписанию кабальной сделки, — рассуждает один из источников "ДП". — А потом, когда люди Сабадаша покинули "Ленэнерго", ретейлер и девелопер попытались игнорировать эти договоренности. Но написано пером — не вырубишь топором".
"Да, нам знакома такая версия, но она в корне неверна, — возражает на эти домыслы Павел Казарез. — Просто кто–то набивает себе цену, торгуясь с моими клиентами". Интересно, что IKEA пытается взять реванш в споре с Пономаревым с 2014 года, когда Сабадаш был арестован: компания сразу же инициировала уголовные дела в отношении Пономарева. Однако поначалу все попытки задействовать уголовно–правовой рычаг сводила на нет прокуратура, которая прекращала уголовные дела. Зато в августе 2016 года IKEA снова добилась возбуждения уголовного дела в отношении Пономарева и ареста его счетов.
Участники рынка все как один говорят, что IKEA и "Базэл" — разные контрагенты и один номер не пройдет с обоими. "Девелопер никогда не складывает все яйца в одну корзину. И не заключает прямые договоры с подрядчиками и поставщиками. Обычно для этого создается субгенподрядная прокладка. Все проблемы виснут на этом юрлице, и, когда их становится слишком много, фирму ликвидируют. IKEA как лунатик на нашем рынке. А "Главстрой" — отечественная фирма. Этим все сказано".
"IKEA сама виновата, погорела на своей жадности, — говорит другой строитель. — Не захотела строить подстанцию на условии передачи ее городу. В итоге появился этот парень с дизелями и обул их. А "Главстрой" вляпался, видимо, по наивности".
Не думаю, что эта ситуация как–то связана с проблемами структур Дерипаски на других проектах Петербурга. Скорее, речь о старом контракте, который менеджеры девелопера просто подмахнули не глядя, поскольку никто не мог предположить, что можно так погореть на дизелях. Когда человек сам у тебя с площадки их не забирает, а потом тебя же на этом основании раздевает — это за гранью обычной бизнес–деятельности. Но суд, проигранный компанией IKEA, показал, насколько это серьезно. Надеюсь, девелопера подстрахуют грамотные юристы.
Олег Барков
Еще 6–7 лет назад в городе бывали случаи, когда введенные в эксплуатацию дома сидели на дизелях, поскольку "Ленэнерго" не исполняло взятые на себя обязательства по подключению проектов. Но дизели, как известно, дорогое удовольствие. Так что массовым это явление не стало. Хотя и сейчас многие стройки в регионе начинаются на дизелях. Но к моменту сдачи дома непременно подключают хотя бы по временной схеме. В городе с этим проще, поскольку сети ближе. В области труднее. Но девелоперы худо–бедно справляются.
Руслан Юсупов
Эта история не столько про дизели для "Главстроя–СПб" или для IKEA, сколько про характер современного бизнеса в нашей стране. Про волчий оскал капитализма, когда не выверенный до буквы документ может быть использован во вред предпринимателям. Те, кто пользуется пробелами в договорах (а они есть всегда), поступают непорядочно. Не все можно положить на бумагу. Ведь бизнес — это прежде всего история про доверие между людьми. А такие судилища совершенно точно не улучшают инвестиционный климат в нашем городе.
Марк Лернер
гендиректор компании "Петрополь"