Чем обернется идея раздать каждому чиновнику по шлагбауму

Редактор "ДП" Александр Пирожков размышляет о том, можно ли ввести платный въезд в городах так, чтобы не раскормить коррупцию.

Бурные дебаты вызвал в Госдуме внесенный правительством законопроект, позволяющий региональным и местным властям вводить платный въезд в отдельные зоны городов. В итоге законопроект приняли в первом чтении, но обещали доработать ко второму. Работать там точно есть над чем. Вот только нет уверенности, что закон после доработки станет лучше.
Официальный представитель правительства в Госдуме Сергей Аристов, разумеется, обосновал необходимость поправок о платном въезде самыми благими намерениями: потребностью разгрузить дороги, снизить количество ДТП и потери времени в пробках. Во многих городах по всему миру, мол, давно введена плата за въезд в центральные или другие районы, и в целом этот опыт положителен.
В общем, с полезностью идеи как–то ограничивать трафик на дорогах не поспоришь. В пробках ежедневно теряют время десятки миллионов водителей, больше половины из которых могли бы отказаться от частых поездок при воздействии на них кнутом (платой за въезд) и пряником (развитой и удобной системой общественного транспорта). Настораживает только перспектива, что решать, кому, когда и в чьи руки платить за проезд, будут чиновники на местах.
Первая мысль, возникающая при беглом знакомстве с законопроектом не только у большинства обывателей, но и у многих депутатов Госдумы, судя по их высказываниям, заключалась в том, что платный въезд углубит неравенство в комфорте между богатыми и бедными. Что ж, это правда, углубит. Но будет гораздо неприятнее, если в каждом городе возникнет своя система привилегий, позволяющая кому–то из водителей проезжать бесплатно там, где другие платят.
Гораздо эффективнее была бы автоматизированная система, позволяющая бесконтактно взимать плату со всех без исключения автомобилей, въезжающих в определенный район в определенное время. Правила включения платы должны быть заранее известны и понятны всем. Такая система позволила бы гибко управлять трафиком и сэкономить на шлагбаумах.