Блоги "ДП". Дело плутония: зачем Путин выставляет невыполнимые условия

 

Соглашение между Россией и США об утилизации плутония, из которого РФ вышла сегодня, может быть восстановлено при выполнении американской стороной нескольких условий, а именно: отмены «закона Магнитского», всех санкций в отношении России, а также компенсации всех потерь России от этого эмбарго. Такое положение содержится в законопроекте, который президент России внес в Госдуму.
Ранее Путин отметил, что причина выхода России из соглашения по утилизации плутония — недружественная политика США. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков добавил, что США не соблюдали свою часть соглашения (то есть не утилизировали излишки плутония) и что Россия больше не намерена выполнять его в одиночку.
Список требований к Вашингтону, включенный в президентский законопроект, заведомо нереальный. При этом в последнее время в наших отношениях с США не произошло ничего принципиально нового, что требовало бы решений такого масштаба, как выход из соглашения по плутонию. Почему же это решение было принято именно сейчас?
Самая вероятная гипотеза состоит в том, что в наших неофициальных договоренностях на высшем уровне американцы что-то не соблюли. А мы вот таким образом им отвечаем. Это могло касаться и наших договоренностей по Сирии. Они не были обнародованы, хотя носили достаточно принципиальный характер. И если американская сторона отказалась от части этих неофициальных соглашений, то мы таким образом показываем свою позицию.
Возможны и другие гипотезы. Выход из этого соглашения может использоваться в предвыборной кампании в США, если мы хотим на нее повлиять. Кандидат в президенты сможет сказать, что отношения Америки с Россией надо выстраивать так, чтобы достигать с Путиным реальных договоренностей. И это достаточно обоснованный аргумент.
Зачем Кремлю сейчас выдвигать заведомо невыполнимые требования? Думаю, что это носит характер умеренного демарша. Мы показываем, что есть вещи, которые мы не принимали и принимать не будем. Они для нас носят принципиальный характер. Мы в порядке демарша эти требования выдвигаем, а вы уж понимайте как хотите. Это с нашей стороны не то чтобы демонстрация силы — скорее демонстрация твердости позиции.
Владимир Васильев — политолог