Почему нужно поддерживать семейный бизнес

Глава НП "Деловая петербурженка" Зоя Винниченко о том, почему нужно поддерживать семейный бизнес.

Семейный бизнес на Западе — дело привычное и даже само собой разумеющееся. Сын идет по стопам отца, по наследству передаются винодельни, фермы, мастерские, магазины. Там государство понимает, что семейные предприятия — это не компании–однодневки: у них, как правило, чистая бухгалтерия, качественный продукт, они стараются не уронить честь фамилии. У нас долгое время о важной миссии таких компаний говорила только Ассоциация женщин–предпринимателей России, которая существует уже 25 лет.
В 2004 году нами была создана Комиссия женского предпринимательства при Общественном совете по развитию малого и среднего бизнеса при губернаторе Петербурга, которая первой стала защищать интересы семейных компаний. Когда люди думают о семейном бизнесе, то в первую очередь они вспоминают сферу общественного питания. На деле семейными чаще всего являются фирмы, специализирующиеся на частном образовании, легкой промышленности, строительстве и коммуникациях, например, в Петербурге это ГК "Новые технологии", "Тосно–текст", "А–строй", "Школа–экспресс", "Деловая волна" и многие другие.
Необходимость растить детей заставила многих российских женщин зарабатывать не меньше мужчин. И женщины окунулись в свое дело со всей страстью, они понимают, что создают бизнес для своих сыновей и дочерей. Поэтому такие компании сплачиваются с помощью совместной работы всей семьи. И, как показывает практика, такие предприятия стабильно работают, даже в трудное кризисное время создают рабочие места, платят налоги и вовремя выплачивают заработанную плату сотрудникам. Однако молодое поколение не всегда оказывается способным уверенно принять руль бизнеса в свои руки.
Потому что сегодня, чтобы быть предпринимателем, надо обладать знаниями в самых различных сферах жизни. Семейные предприятия — это, как правило, малый бизнес, и они не могут позволить себе консультации дорогостоящих специалистов. Кроме того, так повелось, что дети не всегда слушают родителей, больше доверяя мнению людей со стороны. Чтобы помочь наследникам (а в Петербурге 360 тыс. малых предприятий) продолжить дело родителей, познакомить их с барьерами и трудностями в теории, наша ассоциация разработала специальную программу тренингов, которые ориентируют младшее поколение предприятий семейного бизнеса в бурном мире предпринимательства. Эти знания можно, например, начать передавать старшеклассникам, бизнес–ориентированной студенческой молодежи. Но для этого семейному бизнесу надо получить строку в госпрограмме поддержки.
Ориентация на бизнес как занятие для семьи сделает число малых компаний больше.