Как Владимир Путин призывает не допустить майдан любой ценой, так и англичане стремятся к тому же самому. Воинственные призывы к многотысячным протестам скисли, борьба за членство в Евросоюзе поведется петициями и хэштэгами.
В Лондоне чуть не начался майдан. Серьезно — десятки тысяч англичан, проголосовавших на недавнем референдуме против выхода Великобритании из ЕС, собрались организовать акцию London stays. Самый крупный митинг был запланирован, естественно, в столице, но и в других городах, Ливерпуле, Манчестере, Оксфорде, Кардиффе и так далее, люди тоже собирались выйти на площади.
Ну то есть англичане собирались на митинг за то, чтобы их страна была в Евросоюзе. Но ведь и украинцы в конце 2013 года выходили на площади Киева тоже за то, чтобы их страна была в Евросоюзе. С этого все и началось.
Как и в Киеве, акцию придумали несколько особо возбужденных единомышленников. Ну, во всяком случае, они так о себе говорили в Facebook. На страницах события они объясняли: "Мы боимся, что наши голоса после исхода референдума будут больше не слышны... дальнейшее обсуждение результата — тоже часть демократического подхода. Мы хотим создать создать публичное пространство, чтобы начать диалог".
Это, конечно, была бы удивительная и редкая политическая рифма. Референдум в Шотландии после референдума в Крыму выглядел совпадением. А тут уже тенденция какая-то. Было бы страшно интересно посмотреть, приедет ли в Лондон, к примеру, Виктория Нуланд, чтобы встретиться с митингующими, и как ее будут принимать. Послушать, как Берлин, Рига и Варшава поддержат стремление англичан к членству в европейской семье. Наконец, последить, что скажут российские телеканалы, привыкшие объяснять любой майдан происками в том числе Лондона. Неужели и здесь обнаружился бы заговор против самих себя?
Однако акцию StandTogether, которая должна была начаться во вторник, 28 июня, отменили буквально накануне. На страницах в Facebook появились объяснения: организаторы, обсудив дело с полицией, поняли, что не в силах обеспечить безопасность на мероприятиях, хотя и уже обдумывают другие идеи на ближайшее будущее. Взамен пока предлагается продвигать хэштэг #StandTogether, "чтобы продолжать движение".
Правда, многие потенциальные демонстранты не согласились с таким поворотом. В обсуждениях многие тут же написали, что все равно придут. Появились другие страницы, призывающих все равно прийти в намеченное место в то же время. Но это уже явно не то, что ожидалось.
Страна оказалась расколота по вопросу евроинтеграции, как в свое время и Украина, хотя поделилось общество и по другим приципам. Резко против выхода из ЕС выступил, например, Национальный союз студентов Великобритании, и его тут же поддержал Союз европейских студентов, представляющий более 15 млн учащихся. Они волнуются за права европейских студентов, которые учатся в Британии, и британских — на континенте. Присоединиться к протестам собирались и мигранты — в Британии работает около 3,3 млн человек из ЕС. Но и они отменили забастовку, намеченную сначала на 4 июля, заменив ее призывом надеть в этот день значок или футболку.
Тоже интересные, но риторические вопросы — бежал бы Виктор Янукович в страхе, если бы половина киевлян после его отказа подписывать соглашение о евроинтеграции взяла бы, да и надела значки в знак протеста? Распустились бы майданные сотни, если бы услышали от полицейских, что обеспечить безопасность на улице Грушевского нельзя?
В стране 48% проголосовали против выхода из Евросоюза, но не будет там ни майдана, ни забастовок, ни Лондонской народной республики, и новый мэр Лондона Садик Хан не побежит во главе боевых отрядов наподобие Владимира Кличко, а митинги если и будут, то согласованные и деликатные. Сегодня хэштэг и петиция — оружие пролетариата, ведь что делать, когда на кону оказывается будущее страны, уже никто и не помнит; и на вопрос, что лучше — утрата потенции к сопротивлению или ее наличие, так сразу и не ответишь.