Руководитель информационно-аналитического портала Posudka.ru Константин Перегудов объясняет, почему российская посуда пока выигрывает у импортной.
Наступление лета для игроков рынка посуды традиционно означает завершение высокого сезона продаж. По мере того как погода становится теплее, меняется стиль жизни и структура расходов потребителей, которые переключают свое внимание на траты, связанные с летним отдыхом, — расходы на домашнюю утварь снижаются.
В целом экономическая ситуация на рынке продаж посуды в октябре 2015–го — марте 2016 года оставалась сложной. По данным Росстата, оборот розничной торговли в IV квартале 2015 года сократился на 12,7%, а в I квартале 2016 года — на 5,4%. Сократились траты покупателей на непродовольственные товары.
Впрочем, на расходах на посуду это пока сказалось в меньшей степени — тут сокращение продаж составило всего несколько процентов (около 3%). Индекс потребительской уверенности, измеряемый Росстатом, на конец I квартала оказался чуть выше прошлогоднего уровня: –30% против –32%.
Падение рубля идет на пользу российским производителям посуды — их выручка за последний год выросла на 20%. Все предприятия отрасли, не имеющие проблем с менеджментом, сегодня работают в условиях, когда спрос на их продукцию превышает предложение. Самые продвинутые компании пользуются моментом для модернизации производства и наращивания мощностей.
В качестве примеров можно назвать компанию "Нева металл посуда", запустившую новый завод в Петербурге, компанию "Борисовская керамика", вышедшую на финальный этап по выпуску посуды из полуфарфора, ПК "Дулевский фарфор", который провел модернизацию и готовится запустить направление посуды из каменной керамики.
Для импортеров сезон получился неоднозначным. С одной стороны, подорожание посуды негативно влияет на спрос. С другой стороны, оказавшись на грани выживания, некоторые компании–импортеры сумели повысить эффективность своей деятельности. Они стали работать с меньшими, чем до кризиса, наценками, меняли ассортимент в пользу более доступных по цене товаров, а повышали маркетинговую активность.
В течение всего сезона импортеры посуды организовывали различные акции для покупателей, за счет которых некоторым компаниям даже удалось увеличить обороты по сравнению с 2013 и 2014 годами. В целом же рынок импортной посуды продолжает меняться: многие марки исчезают с полок магазинов, а их место занимают более устойчивые бренды.
Можно наблюдать, как складывается баланс между импортной и российской посудой на рынке. В ответ на растущие издержки отечественные производители повышают цены, и ценовое преимущество российской посуды утрачивается. Это наверняка позволит импортерам частично вернуть утраченные позиции уже ближайшей осенью.
В специализированной посудной рознице прошедший сезон обошелся без драматических событий — все крупные игроки отработали без серьезных потерь. При этом компании закрывали нерентабельные магазины, и летом этот процесс, скорее всего, продолжится. Онлайн–продажи посуды по–прежнему остаются одним из резервов роста. В этом сегменте конкуренция по–прежнему высока, и крупные игроки постепенно вытесняют мелких.