Андрей Стрепетов (31 год) свой бизнес начинал с друзьями в гараже. За 9 лет масштабы предприятия заметно выросли, а профиль работ расширился. Сейчас годовой оборот компании "Летний сад" составляет 600 млн рублей. Среди ее клиентов — FortGroup, "Адамант", "Теорема", "Рив Гош", "Связной".
Петербургский искусствовед Андрей Стрепетов не предполагал, что сам будет бизнесменом, его коллегами станут друзья, а офисом и производственным цехом — два в одном — обычный гараж.
История этого бизнеса началась, когда Андрей был студентом третьего курса "Мухи" (Санкт–Петербургская государственная художественно–промышленная академия имени А. Л. Штиглица). Теперь уже в штате компании около 100 человек, а офис давно переехал в бизнес–центр.
Комары Пушкина
"Это классическая гаражная история, — рассказывает Андрей Стрепетов. — Начиналось все смешно".
Друзья Андрея, Виталий Францев (31 год) и Кирилл Крапкин (30 лет), учились на юриста и мостостроителя, но за стенами вузов были подсобными рабочими: помогали устанавливать пластиковые окна. Нередко к окнам требовались защитные сетки от насекомых, однако крупным оконным заводам производить и продавать их невыгодно. Обычно о сетках заказчики вспоминали уже после установки, и предприимчивые студенты быстро смекнули: рынок сам подсказывает им свободную нишу.
Трое друзей ухватились за идею. Это был 2007 год. "Мы напечатали объявления, купили пиво и пошли их клеить. В тот же день получили пять первых заказов", — вспоминает Андрей. К рекламе подошли творчески. Цитировали Пушкина: "Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Москитная сетка недорого". Или пугали комарами: "Мы хотим крови!" — запищали комары и кинулись к вам в окно".
"Получив заказы, мы объяснили всем обратившимся, что производство перегружено и сетки будут через неделю, и пошли гуглить, где купить материал", — признается Андрей.
Материал нашли, продукцию сделали собственноручно. Так развернулось мелкосерийное производство москитной сетки для пластиковых окон.
От сеток к фасадам
В хороший день, вспоминает Андрей, удавалось выручить чистыми до 12 тыс. рублей. Предприятие просуществовало недолго: зимой спрос на сетку прекратился, и студенты переключились на продажу и установку пластиковых окон. Самое первое установили бабушке Андрея. Дело в том, что оконному заводу требовался факт продажи хотя бы одного окна, чтобы начать сотрудничество с неизвестной фирмой. Затем заказы стали поступать от знакомых: включилось сарафанное радио. Оно до сих пор остается главным каналом рекламы.
Сейчас продажа и установка пластиковых окон приносят лишь 5% дохода компании "Летний сад", владельцами которой стали "гаражные" партнеры. Юридически фирма оформилась в 2009 году, как только среди клиентов, тоже благодаря знакомым, стали появляться строительные компании. Кроме того, на позиции субподрядчиков "Летний сад" начал работать с госструктурами.
Основным направлением работы стало фасадное остекление (40% дохода). В то же время "Летний сад" специализируется на небольших, но технологически сложных заказах по остеклению (30% дохода). Выполнять их научились в процессе работы со стройкомпаниями, которые часто обращались с просьбой быстро перестроить или остеклить часть объекта.
Стеклопакет весом в тонну
"Мы эдакие Самоделкины и Кулибины, — объясняет Андрей. — Делаем то, за что другие фасадчики, стекольщики и строители не берутся: сложно, нестандартно, сжатые сроки. Поменять стеклопакет весом в тонну, сделать стеклянную стену на втором этаже коттеджа, когда ландшафтные работы у дома сделаны и краны не пройдут, быстро произвести и смонтировать нестандартную конструкцию". Крупным фасадным компаниям эти заказы, по словам Андрея, не интересны: "У них заказы на остекление 20 тыс. м2, и этот пакет весом в тонну им не нужен". Такие задачи обещают много мороки, но это владельцев "Летнего сада" не пугает. Они обзавелись целым парком специального оборудования. Один только кран–"паук" обошелся в 10 млн рублей.
Еще 25% дохода "Летнему саду" дают реконструкция, сервис, эксплуатация и обслуживание фасадов, в том числе замена "холодного" остекления на "теплое". Как раз в сегменте эксплуатации у "Летнего сада" большинство заказов от крупных и известных в городе компаний.
Рынок фасадных работ по остеклению составляет в Петербурге не менее 20 млрд рублей в год. Количество заказов в b2b–сегменте в 2015 году упало на 30%, на столько же выросли заказы в b2c.
"В городе больше 200 компаний, занимающихся остеклением, из них 20 — крупные, — говорит руководитель филиала фасадной компании Rheinzink в Петербурге Вадим Школьников. — Из–за кризиса рынок сузился, но ситуация интересная: игроки b2b требуют решений, удешевляющих проект, а клиенты b2с, въезжающие в здания, не всегда довольны решениями застройщика и начинают переделывать все под себя".