Чем в петербургской деловой среде известны Григорий Баевский и Сергей Ролдугин

"ДП" узнал, чем в деловой среде известны новоявленные миллиардеры Григорий Баевский и Сергей Ролдугин. Накануне международная группа журналистов-расследователей описала их офшоры и близкую дружбу с Владимиром Путиным.

В России появилось два новых миллиардера, и оба петербуржцы. Один из них — бизнесмен Григорий Баевский, другой — человек из мира культуры Сергей Ролдугин. Слава к ним пришла благодаря расследованию группы журналистов из десятков изданий по всему миру, которые получили в распоряжение отчетность крупного панамского офшора, а также изучили сделки по продаже недвижимости в интересах женщин из окружения Владимира Путина.
"ДП" опросил петербургских предпринимателей, чтобы узнать, насколько эти две личности известны и влиятельны в деловой среде. Выяснилось, что с Григорием Баевским, действительно, бизнесменам доводилось сталкиваться, и не раз. На условиях анонимности собеседники поделились с "ДП" несколькими историями об общении с ним, а также поделились его контактным телефоном. Но на вполне миролюбивое предложение журналиста "ДП" встретиться и дать комментарии по опубликованной о нем информации Григорий Баевский отреагировал криками: "Я ни с кем разговаривать не хочу, и с вами тоже!" — и вскоре бросил трубку, а затем на звонки и сообщения больше не отвечал.
Сергей Ролдугин, напротив, оказался человеком в бизнес-среде малоизвестным. Большинство собеседников "ДП" сказали, что до публикации международного расследования не слышали ничего о нем — ни как о предпринимателе, ни как о так называемом "решальщике" (человек, который использует административный ресурс и юридические навыки в чьих-либо интересах за процент от организованной сделки).
Григорий Баевский, в свою очередь, известен петербургским бизнесменам в основном как тот самый "решальщик". И хотя, судя по его биографии, он в основном имел дело с недвижимостью, хорошо знают его и подрядчики, которые работают в энергетической и дорожно-строительной отраслях.
В дорожном строительстве Григорий Баевский работал и сам. Так, в 2013-2014 годах компания "Зеленый город", где он являлся одним из совладельцев, получала подряды на строительство КАД (2,7 млрд рублей) и обслуживание этой трассы (1 млрд рублей) и другие, в основном от федеральных заказчиков. Тогда игроки рынка неоднократно указывали "ДП" на эту компанию и говорили, что у нее есть очень серьезный административный ресурс в Москве, но какой именно — никто сказать не мог.
"Примерно год назад я говорил со знакомым по поводу контрактов Росавтодора. Обсуждали, как попасть на этот рынок. Я спросил, если ли варианты, кроме как идти на субподряды к "крупняку". Знакомый назвал фамилию — Баевский, мол, нужно узнать у него. Дал телефон, но я не звонил. Я удивился: почему Баевский, ведь он же просто был совладельцем какой-то подрядной компании? Откуда у него влияние? В итоге нам повезло с контрактами у других заказчиков, ими сейчас и занимаемся. Больше я об этом человеке ничего не слышал, пока в Сети не появилось это нашумевшее расследование", — рассказал "ДП" владелец небольшой петербургской дорожно-строительной компании, которая работает в основном на субподрядах у крупных подрядчиков.
Еще один собеседник "ДП", топ-менеджер компании, которая работает на подрядах у комитета по энергетике и подведомственных ему предприятий, рассказал о Григории Баевском комичную историю. "Я знаю, откуда взялась информация о его близости с президентом: от него самого. Григорий Савельевич как бы между прочим любил показывать собеседникам фотографии, где проводит время в непринужденной обстановке с высокими московскими чинами. Пару лет назад было дело: лично мне он продемонстрировал как-то фото именно с президентом. Я узнал место на фото, это был манеж на Крестовском. Там часто проводят разные соревнования, в том числе кубки по дзюдо. Дальше все было до смешного просто: я зашел на сайт федерации дзюдо, открыл там раздел "фото", полистал фотографии с какого-то из самых свежих турниров и увидел это фото. Только там президент стоял с другим человеком. Было написано, что это какой-то известный тренер. Вот так, волшебная сила фотошопа, по крайней мере, мне так показалось. Я Григорию Савельевичу отправил ссылку, и больше мы не общались, как-то не довелось", — посмеиваясь, рассказал "ДП" собеседник.  
Гораздо больше о Григории Баевском могут рассказать люди, близкие к структурам братьев Ротенбергов. По словам собеседников "ДП" из этой среды общения, непосредственно с президентом Григорий Баевский не знаком, разве что встречался на закрытых мероприятиях. "Легко верю, что Путин так сходу не может вспомнить, кто такой Баевский. Надо понимать, что Баевский — часть огромной машины, которая покупает недвижимость, переводит деньги в офшоры и из офшоров, приобретает доли в крупных компаниях и т. д. Все эти операции должен кто-то выполнять, контролировать. Все активы нужно на кого-то записывать. Конечно, президент в курсе, что это за машина, как она работает. Конечно, каждый винтик для этой системы выбирается очень тщательно. Но поименно знать и помнить каждого он не может, да ему и не надо", — говорит собеседник "ДП".

Ради семьи

Григорий Баевский близко общается с семьей Ротенбергов, говорят собеседники "ДП". В частности, его видели на закрытой вечеринке в честь дня рождения Аркадия Ротенберга, на многочисленных праздниках с участием Ротенбергов после турниров по дзюдо, а также называют соседом братьев Ротенбергов по даче во Всеволожском районе, в районе Токсово. Кроме того, сын Григория Баевского, 22-летний Даниил, близко общается со сверстниками из семейства Ротенбергов, рассказали собеседники "ДП". "У них компания классической золотой молодежи. Любят красиво проводить время. Папа обеспечил семью всем, молодец", — сказал собеседник "ДП".  
"ДП" обнаружил страничку Даниила Баевского в социальной сети, но на сообщение корреспондента молодой человек не ответил, хотя и прочитал его. Судя по страничке Даниила, он живет в Петербурге, а сестра Ольга Баевская и мать Елена Баевская — в Берлине. В друзьях у Даниила несколько молодых людей с фамилией Ротенберг. По данным СПАРК, Даниил Баевский никакими бизнесами не владеет.
Григорий Баевский, как следует из расследования Центра по исследованию коррупции (OCCRP) и Reuters, передавал свою недвижимость женщинам из окружения Владимира Путина — Катерине Тихоновой, которую называют младшей дочерью российского президента, сестре и бабушке экс-депутата Госдумы Алины Кабаевой, а также студентке Алисе Харчевой, которая позировала для календаря ко дню рождения Владимира Путина. На этом основании журналисты сделали выводы о близости бизнесмена к президенту и об административном ресурсе, которым он пользовался, чтобы построить свою империю.

Пробелы в биографии

Из открытых источников следует, что в начале 2000-х Григорий Баевский был назначен генеральным директором ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" (подведомственно Росимуществу), которое управляло федеральной недвижимостью в Петербурге. С 2011 года он руководил Русской холдинговой компанией (бенефициар — Аркадий Ротенберг), а также числился в списке лиц, аффилированных с СМП-банком Ротенбергов в отчетности самого банка. В чем выражалась аффилированность, не уточняется. Через систему "СПАРК" она не прослеживается.
По данным СПАРК, Григорий Баевский является владельцем нескольких десятков юрлиц с самой разной специализацией — от производства до управления недвижимостью, от покупки земли до ремонта машин. Кроме того, как следует из расследования OCCRP и Reuters, на Григория Баевского оформлено множество земли и недвижимости по всей России.
При этом чем он занимался до 30 лет, то есть до того, как стал гендиректором ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности", из открытых источников установить невозможно. Никакой информации об этом нет.
Как рассказали собеседники "ДП", он родился в Петербурге, в молодости познакомился с Максимом Жуковым, сыном Владимира Голубева, предпринимателя, увлекавшегося боксом, в биографии которого был тюремный срок. В узких кругах Владимира Голубева называют Бармалеем. По словам участников рынка, заниматься бизнесом Григорий Баевский начинал в структурах Владимира Голубева. Владимир Голубев известен тем, что контролировал часть активов холдинга "Адамант" и был акционером девелоперской компании Potok, которой принадлежит башня "Федерация" и другие активы бывшей Mirax Group Сергея Полонского. СМИ писали о его близости к тамбовской преступной группировке, криминальным авторитетам Кумарину и Малышеву.
Поскольку Григорий Баевский отказался общаться с "ДП", узнать его версию событий не получилось.

Творческая личность

Столько же увлекательных историй о Сергее Ролдугине петербургские бизнесмены поведать "ДП" не смогли. Большинство из собеседников "ДП" узнали о его миллиардном состоянии из публикации в Интернете. Лишь один из собеседников сказал, что слышал эту фамилию и раньше.
"Мне рассказывали, что это близкий друг президента. Настоящий друг. Знаете, такой друг детства, которому можешь доверять. Обычно именно на таких людей оформляют активы, которые не хочется оформлять на себя. К тому же важно, чтобы этот человек не был твоим родственником, чтобы связь не прослеживалась напрямую. С другой стороны, я не слышал о том, что непосредственно Ролдугин был таким вот "кошельком". Делать какие-то однозначные выводы из факта их дружбы мы не можем", — дипломатично сказал "ДП" собеседник, знакомый с Сергеем Ролдугиным.  
Остальные собеседники "ДП" только разводили руками. То, что известный виолончелист, народный артист России Сергей Ролдугин, оказался миллиардером, для них самих было сюрпризом.
Активы на $2 млрд хранятся в офшорах, связанных с Сергеем Ролдугиным или напрямую принадлежащих ему, — к такому выводу пришла группа журналистов из Suddeutsche Zeitung, OCCRP, The Guardian, BBC, Le Monde, "Новая газета" и многих других. Их расследование было опубликовано 3 апреля. Ранее единственным активом музыканта считалась миноритарная доля в банке "Россия". Более того, в интервью прессе он заявлял, что не занимается бизнесом и не владеет дорогостоящими активами. Откуда он получил такие крупные суммы денег и зачем перевел их в офшор, ни он, ни его представители пока не комментируют. Журналисты-расследователи, как и в случае с Григорием Баевским, указывают на то, что получить доступ к таким крупным суммам бизнесмены могли, только имея огромный административный ресурс, которым и мог быть российский президент.