Миллиардер Аркадий Ротенберг тянется к "Аэрофлоту": как друг Путина может изменить компанию

Аркадий Ротенберг присматривается к "Аэрофлоту" — миллиардер уже консолидирует активы Шереметьево и теперь интересуется госпакетом главного авиаперевозчика России. "ДП" разбирался, что же за актив может достаться другу Владимира Путина.

Миллиардер Аркадий Ротенберг (2-е место в Рейтинге петербургских миллиардеров "ДП"), входящий в ближний круг российского президента Владимира Путина, заинтересовался половиной государственного пакета акций группы "Аэрофлот" — 25% уставного капитала авиакомпании, сообщила на днях британская газета "Файнэншл таймс" со ссылкой на свои источники в российском правительстве и в руководстве авиаперевозчика.
Капитализация "Аэрофлота" на биржевых торгах к середине дня четверга достигла 71 млрд рублей ($998 млн по курсу ЦБ на 10 марта). Таким образом, за 25% акций авиакомпании российский бюджет может получить 18 млрд рублей.

Логичная сделка

По данным издания, президент РФ Владимир Путин поддерживает возможную сделку, а руководство "Аэрофлота" опасается негативных последствий. Для убедительности издание со ссылкой на источник пишет, что Аркадий Ротенберг контролирует часть имущества аэропорта Шереметьево. "Почему бы им не владеть самолетами, которые летают оттуда?" — задается вопросом собеседник издания.
В августе 2015 года Владимир Путин подписал указ о создании нового АО "Аэропорт Шереметьево", которое объединит активы аэропорта, контролируемые сейчас государством и частными собственниками. Шереметьево — базовый аэропорт "Аэрофлота". В результате консолидации активов фирма TPS Avia Holding (контролирует ООО "Шереметьево Холдинг") Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько получит 68,44% в капитале новой компании, а 31,56% останется у государства, говорится в опубликованном в середине февраля распоряжении правительства РФ. Уставный капитал создаваемого АО сформируется из находящихся в федеральной собственности 83,038% акций АО "Международный аэропорт Шереметьево" и имущества негосударственного акционера.
Представитель Ротенберга информацию о готовности бизнесмена купить пакет в авиакомпании опроверг. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг, в свою очередь, сообщения о том, что Владимир Путин поддержал идею продажи части госпакета акций "Аэрофлота". При этом Песков добавил, что глава государства не принимает единоличных решений по таким вопросам, как приватизация государственных активов.
В середине января председатель совета директоров "Аэрофлота" Кирилл Андросов заявил, что компания готова к приватизации в любой момент, когда посчитает нужным правительство, но ее целесообразность в 2016 году неочевидна. Причем глава совета директоров отметил, что приватизация может проводиться в любой из форм, в том числе путем размещения акций на бирже. Но, как отметил топ-менеджер компании, пока готового покупателя на крупный пакет акций компании нет.
Не прошло и месяца после этого заявления, как гендиректор "РТ-Развитие бизнеса" (структура ГК "Ростех") Андрей Коробов рассказал, что компания рассматривает возможность в перспективе увеличить пакет акций "Аэрофлота" с нынешних 3,26 до 20%. Это заявление нисколько не противоречит информации о желании Аркадия Ротенберга стать акционером "Аэрофлота". Совместные дела на благо государства со структурами "Ростеха" семья Ротенбергов уже ведет — это автоматизированная система взимания платы с грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам.

Спешить не стоит

Эксперты авиарынка разделяют мнение топ-менеджера авиакомпании, полагая, что спешить с приватизацией не стоит. "Компания включена в программу приватизации, но сейчас не лучшее время для ее продажи, так как компания недооценена. И, продав акции сейчас, государство недополучит существенную сумму. Акции "Аэрофлота" можно продать примерно в 2,5-3 раза дороже, чем они стоят сейчас", — уверен Борис Рыбак, исполнительный директор Infomost Consulting.
Его коллега на условиях анонимности заметил, что найти покупателя на крупный пакет акций "Аэрофлота" по текущей рыночной цене — это уже большая удача. "Компания обладает достаточно серьезными обязательствами перед государством, которые гарантируют ей убытки. А учитывая тяжелую экономическую ситуацию, то, что она не улучшится в ближайшее время, цена "Аэрофлота", вероятнее всего, будет падать", — говорит эксперт.
Помимо негативных рыночных факторов (снижение спроса, увеличение затрат) на капитализацию "Аэрофлота" пагубно влияет государственная политика. Крупнейшая в стране авиакомпания кроме коммерческих перевозок еще выполняет социальную функцию по перевозке граждан в отдаленные уголки необъятной родины. В начале 2016 года президент России Владимир Путин рекомендовал "Аэрофлоту" продолжить практику так называемых "плоских" тарифов на авиарейсы. "Самое главное, что мы должны обеспечить, — это возможность гражданам России передвигаться по собственной стране", — заявил президент. Цена для него не имеет значения, а "плоский" тариф — это, по сути, демпинговые цены, которые не может предложить ни один коммерческий авиаперевозчик, говорят эксперты. Например, перелет из Москвы во Владивосток и обратно по "плоскому" тарифу обойдется в 17 тыс. рублей. "Ни одна компания в мире не предложит столь низкий тариф на таком большом расстоянии", — в унисон утверждают отраслевые аналитики. По похожей схеме работают авиаперевозки в Крым, главное — обеспечить туристический сезон.
Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев, хотя и давно знаком с Владимиром Путиным, в публичные споры с главой государства не вступал: надо "плоские" тарифы — сделаем, лоукостер — запустим, организовать перевозки в Крым, невзирая на санкции Запада, — пожалуйста.
Лоукостер "Победа" — еще один социально важный проект "Аэрофлота". Компания начала летать только в декабре 2014 года и, на удивление аналитиков и участников рынка, завершила 2015 год с прибылью. "Чудес на свете не бывает. Я в них не верю. Не помню случая в мировой авиации, чтобы авиакомпания, да еще лоукостер, в первый год деятельности получила прибыль! Часть расходов взяла на себя группа "Аэрофлот", — уверен один из экспертов, не пожелавший называть своего имени. По его словам, изначально предполагалось по бизнес-плану, что убыток лоукостера составит за первый год 1,5-2 млрд рублей.
Тем не менее финансовые показатели группы за прошлый год улучшились: убыток сократился в 2,5 раза — с 17 млрд рублей до 6,5 млрд, а выручка увеличилась на 30%, до 350 млрд рублей. Сократить убыток "Аэрофлоту" помогла его лояльность к государству и девальвация. Компания доминирует на международных направлениях (распределяются по межправительственным соглашениям), получила лучшие маршруты банкротящегося "Трансаэро". Еще "Аэрофлот" ежегодно получает по $300 млн от иностранных авиакомпаний за транссибирские перелеты.
На отрасли приватизация "Аэрофлота" никак не отразится, полагают эксперты. "Вряд ли что-то существенно изменится в отрасли после того, как государство решит продать часть акций. Не вижу в этом никакой проблемы", — говорит генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.