Как издеваются друг над другом известные компании

Автор фото: Андрей Дорожный

Когда все способы подчеркнуть преимущества бренда исчерпаны, руководители компаний идут на отчаянные меры – начинают открыто издеваться над конкурентами. Мы собрали самые яркие примеры таких битв с использованием соцсетей и рекламных баннеров.

Совсем недавно конкурентная борьба двух сетей ресторанов быстрого питания McDonald's и Burger King вышла на новый уровень. Началось все с того, что McDonald's установил во французском городке Бриуд два билборда. На одном был указан путь до ближайшего "МакАвто", который находится всего в 5 км от указателя, на другом не без ехидства замечалось, что до ближайшего Burger King – 258 км. Ответ Burger King не заставил себя долго ждать: всего через несколько дней они выпустили ролик, герои которого заезжали в "МакАвто" за кофе и объясняли на кассе, что им предстоит долгий путь, после чего на экране появлялась надпись: "Всего 253 километра до ближайшего воппера (фирменный бургер в Burger King. — Ред.). Спасибо, McDonald's, что ты есть везде". Да, такого рода взаимные издевки – новый виток в отношениях McDonald's и Burger King, но для других компаний подобные методы конкурентной борьбы давно уже стали нормой. "ДП" собрал самые веселые примеры того, как различные компании измывались над конкурентами в социальных сетях и на рекламных плакатах.

Битва не "Вест"

Еще в одной истории взаимных подтруниваний поучаствовал и российский производитель автомобилей. В концерне АвтоВАЗ изготовили рекламный баннер с изображением обиженной девушки азиатской внешности и слоганом: "Пора расстаться со своей НЕ Вестой". Ниже, естественно, располагалась Lada Vesta. Корейские производители Hyundai, на которых, вероятно, намекали в АвтоВАЗе, к такому выпаду остались равнодушны, а вот один из российских дилерских центров выпустил ответный постер, на который снова попала азиатская девушка в свадебном платье, рядом с ней была изображена машина Hynday Solaris. Надпись же на плакате выглядела следующим образом: "Наши НЕвесты не ломаются".
Но это всего лишь детские игры по сравнению с настоящей войной, которую затеяли BMW, Mercedes и Audi. Последние, например, в 2009 году вывесили огромный плакат с изображением Audi A4 и надписью "Твой ход, BMW". Конкурент не заставил себя долго ждать: прямо напротив билборда Audi был установлен рекламный стенд с фото BMW M3 и подписью: "Шах и мат".
Также BMW изображал свой внедорожник, преследующий Mercedes. Причем автомобиль BMW был раскрашен под леопарда, а внедорожник конкурента – под зебру. Так в компании аккуратно намекнули, кто тут охотник, а кто жертва.

Помятая репутация

Всего несколько лет назад между автомобильными концернами разворачивались самые увлекательные битвы за клиентов. Но потом внимание жаждущих юмора и зрелищ привлекло противостояние производителей мобильных устройств. В 2014 году ряд приверженцев "яблочных" технологий, успевших обзавестись только что выпущенным iPhone 6, пожаловались на то, что телефон гнется. В Apple пообещали с этой проблемой разобраться, но представители известных брендов не упустили возможность поиздеваться над самым продаваемым смартфоном. Причем к злобным шуткам присоединились не только конкуренты, но и производители пива, чипсов и даже гамбургеров.
Например, Heineken в своем Twitter опубликовала фотографию погнувшейся крышки от бутылки с напитком, далее следовало пояснение: "Все в порядке, с нами всегда так!" К твиту прилагалось трогательное обращение: "Дорогой Apple…"
В первых рядах желающих поиздеваться над неудачей Apple, конечно же, оказалась компания Samsung, изобразившая погнувшийся iPhone в коленопреклоненной позе рядом с прямостоящим Galaxy Note 3. Лишенная скромности надпись гласила: "Склонись перед достойным".
Кстати, на этом история издевательств Samsung над конкурентом не закончилась. В 2015 году компания выпустила пару видеороликов, в которых прошлась по недостаткам системы платежей Apple pay и напомнила, что у Apple нет возможности беспроводной зарядки, а у Samsung есть.

Разнести конкурентов

Впрочем, в Apple тоже никогда не славились чересчур любезным отношением к другим компаниям. Традицию (которую сложно назвать доброй) разносить в пух и прах конкурентов ввел еще Стив Джобс. В далеком 1984 году Apple выпустили рекламы по мотивам антиутопии Джорджа Оруэлла, безликими героями которых изобразили пользователей IBM. В финале ролика на экране появлялась надпись: "В 1984 году Apple выпустит Macintosh, и вы узнаете, почему 1984 год не будет таким, как в книге".
А уже в 90-х компания поделилась фотографией улитки, которая тащила на себе процессор Pentium II. Так в Apple намекнули пользователям, что Pentium II – не самый быстрый процессор в мире. Сам Джобс не раз дерзко высказывался о конкурентах, а занявший его место Тим Кук в 2014 году, забыв о приличии, и вовсе назвал устройства, работающие на платформе Android адски токсичной кучей уязвимостей.
Намеренно или по иронии судьбы год спустя именно компания, выпускающая смартфоны на платформе Android, разнесла конкурентов буквально. HTC выпустила ролик, в котором известный бейсболист Робинсон Кано битой крушил флагманские модели других брендов.

От первого лица

Стоит признать, что перепалками в соцсетях и шутками на билбордах попытки посмеяться над конкурентами ограничиваются не всегда. Приходит момент, когда с ироничной критикой конкурентов выступают уже первые лица компании. Так, например, основатель Tesla Motors Илон Маск в ноябре 2015 года с издевкой раскритиковал компанию Apple. В одном из интервью на вопрос о том, не боится ли он конкуренции со стороны Apple, ведь те нанимают ведущих инженеров из Tesla, Маск ответил: "Ведущих инженеров? Да они нанимают сотрудников, которых мы уволили". Также он добавил, что в компании они в шутку называют Apple кладбищем Tesla.

Смузи на миллион

Взаимный троллинг от имени первых лиц компании не обошел стороной и российский банковский сектор. В сентябре прошлого года стартовали онлайн-соревнования в остроумии между Олегом Тиньковым и Рокетбанком. Сибирский предприниматель писал, что готов купить Рокетбанк за какой-нибудь $1 млн, чтобы его дети могли развлекаться, раздавая карточки в школе. А один из основателей Рокетбанка Олег Козырев объяснял, что миллион – это очень мало, фрукты для их смузи-машины стоят едва ли не дороже. Про фруктовые напитки банкир вспомнил неспроста: с легкой руки Олега Тинькова за Рокетбанком закрепилось прозвище "смузи-банк". В отместку Рокетбанк выпустил пару онлайн-игр – в одной предложил помочь Олегу Тинькову собрать миллион, в другой разрешил кидать в предпринимателя банковскими картами.