Как открыть производство верхней одежды за пять шагов

Автор фото: Беликов Валентин
На фото: Юрий Афанасьев, директор Technology of comfort

Военный в отставке Юрий Афанасьев рассказал "ДП" о том, как открыть производство верхней одежды с годовой выручкой 4 млн рублей. Рентабельность производства в перспективе, при увеличении объема заказов, может составить до 30%.

Военный в отставке Юрий Афанасьев еще в 1990–х гг. открыл производство верхней одежды, которая сегодня продается в том числе и в Казахстане.
В ближайших планах предпринимателя — увеличить продажи в этой стране с 5 до 15% от общего оборота, который сейчас составляет около 35 млн рублей в год. Инвестиции в увеличение продаж превысят 5 млн рублей.

Одежда за пять шагов

Разработать концепцию моделей и в дальнейшем коллекции можно самостоятельно, если есть опыт работы на швейном производстве. Либо можно воспользоваться услугами профессиональных художников, дизайнеров.
Коллекция одежды осень–зима обычно включает три мужские и три жен­ские модели, весенне–летняя коллекция — четыре мужских и семь женских моделей. Разработка одной модели: 2–10 тыс. рублей.
Стоимость: от 70 тыс. рублей; затраты по времени: от 1 месяца до полугода

2. Оформление: ООО или ИП

Форма собственности для предприятия не прин­ципиальна. Нужно определиться, какое количество человек будет работать в компании, на начальном этапе может быть от трех до пяти сотрудников. Художник и конструктор одежды могут работать как в штате, так и на аутсорсинге.
Стоимость: 34 тыс. рублей; затраты по времени: от 6 до 17 дней

3. Торговая марка

Разработать логотип и фирменный стиль можно самостоятельно либо заказать рекламному агентству. Зарегистрировать торговую марку стоит от 20 тыс. рублей. Далее необходимо заключить договор с поставщиками тканей. Сдать документы на соответствие материалов техническим условиям в центр стандартизации — ФБУ «Тест–С.–Петербург». Процедура занимает около месяца.
Стоимость: 220 тыс. рублей; затраты по времени: до полугода займет закупка и получение тканей

4 Производство. На аутсорсинг

Заказы удобно размещать не в Петербурге, а в Ленобласти и других регионах, где более дешевая рабочая сила.
Стоимость: 2,5–3,5 млн рублей; затраты по времени: до 1 месяца

5. Дилеры

Далее необходимо заключить договоры с дилерами, собрать заказы. Основной способ познакомиться с оптовиками — это участие в специализированных выставках. Затем, понимая, о каких объемах производства может идти речь, начать размещение заказов на производство одежды.
Стоимость: 1 млн рублей может стоить участие в одной выставке; затраты по времени: 2–3 месяца уйдет на установку контактов.

Итого  

Расходы на открытие производства верхней одежды без учета закупки тканей составляют около 4 млн рублей, если пользоваться услугами агентств, которые разработают коллекцию, бренд. Если эти этапы разрабатывать самостоятельно, то можно сэкономить более 300 тыс. рублей. Таким образом, на первом этапе самые большие расходы — на закупку тканей, а также на участие в выставках и размещение производства. Ежемесячные расходы на зарплату трех–пяти сотрудников и аренду составляют от 250 тыс. рублей.
Если на первых порах объем производства составит 500 единиц продукции в год, то выручка от продаж — 4 млн рублей. Продажи активно идут в марте, а также в сентябре–ноябре. Рентабельность производства в перспективе, при увеличении объема заказов, может составить до 30%.

Классика жанра в швейном производстве

Юрий Афанасьев, инженер по профессии, занимался запуском космических аппаратов на космодроме Байконур (Казахстан), пока в конце 1980–х гг. не попал под сокращение. После увольнения он решил заняться пошивом одежды, оценив его как перспективный бизнес. На три зарплаты, выплаченные в качестве компенсации при увольнении (1 тыс. еще тех рублей), предприниматель закупил ткани. Первые куртки он отшивал на дому сам. Когда производство было налажено, Юрий Афанасьев получил патент на выпуск одежды, который позволял поставлять продукцию в магазины.
В середине 1990–х гг. предприниматель привлек к пошиву курток надомных швей, а затем создал кооператив и производство на арендованных площадях. Управляет производством ИП Афанасьев Ю. Е. Сейчас в ИП работают пять человек. Сам Юрий является и художником одежды, и одним из ее конструкторов.

По собственным лекалам

По словам предпринимателя, кризис 1998 г. дал толчок для развития собственного производства в стране. В начале 2000–х гг., когда в страну хлынул поток китайской одежды, нужно было провести четкое позиционирование продукции. Компания отказалась от производства женской и детской одежды и решила выпускать только верхнюю классическую мужскую одежду (пальто, плащи и куртки) из высокотехнологичных тканей. Была также разработана собственная торговая марка Technology of Comfort.
После 2002 г. Юрий Афанасьев оставил в Петербурге только экспериментальное производство по разработке моделей, а сам выпуск одежды отдал на аутсорсинг в Ленобласть. Сегодня на производстве задействовано 40 человек. Материалы для пошива закупают в Германии, Южной Корее, а их доставка занимает от 4 до 6 месяцев.
Ежемесячно отшивается не менее 700 единиц одежды, причем большую часть времени продукция производится на склад. Зимний ассортимент продается 3 месяца, весенне–летний — 2 месяца.
Чтобы работать с прибылью, необходимо продать не менее 70% произведенной одежды — 10 тыс. единиц продукции в год. Рентабельность производства — около 30%.

Восточные планы

ИП Афанасьев продает одежду не напрямую, а работает с дилерами. Около 10% продукции реализуется в Петербурге, остальное — в других российских регионах, от Южных Курил до Калининграда, а также в Казахстане. В эту страну в 2016 г. предприниматель планирует увеличить поставки в 3 раза, для чего будет потрачено 5 млн рублей на участие в выставках, рекламу и маркетинг.
Среди сложностей, с которыми сталкиваются производители одежды, — снижение объемов продаж. По данным "Петростата", оборот предприятий текстильной и швейной промышленности России в январе–октябре 2015 г. составил 33,3 млрд рублей, что на 13,8% меньше, чем в январе–октябре 2014 г. Рынок верхней одежды перенасыщен, а конкурировать с китайскими производителями по цене невозможно.
Чтобы остаться на рынке, компании нужно предлагать уникальный продукт и сервис: поставлять клиенту именно то, что предусмотрено контрактом, без отступлений, по фиксированной цене, поясняет Юрий Афанасьев.