Как малым туроператорам пережить "ледниковый период" в отрасли

Автор фото: Архив "ДП"

Пока одни малые туркомпании расплачиваются с кредиторами и готовятся к закрытию, другие ищут новые доходные ниши.

Владелец туристической фирмы "Эльф" Андрей Журавлев, выпускник Балтийской академии туризма и предпринимательства, открыл свою компанию 20 лет назад. Фирме бизнесмена удалось пережить все прошедшие кризисы, поэтому болезненные для туристической отрасли события последних месяцев Андрей Журавлев воспринимает как неизбежную проверку его бизнеса на прочность.
В докризисные годы ежемесячная выручка в фирме составляла 8-10 млн рублей (количество сделок в месяц — от 30 до 100 в зависимости от сезона). В кризисный 2014 год выручка сократилась в 2 раза: до 4-5 млн рублей. В октябре 2015 года оборот компании составил всего 1,2 млн рублей. "И это при пяти штатных сотрудниках и двух специалистах (бухгалтер и рекламист) на аутсорсинге, которым надо выплачивать зарплату", — говорит предприниматель. Однако в то время, когда немалое число игроков туристического рынка уже решают закрыть офисы, Андрей Журавлев борется за клиентов и готовится выживать в "ледниковый период". После потери Египта и Турции его фирма сосредоточилась на познавательных турах и новогоднем отдыхе в Иордании, Болгарии, на Кипре, в Таиланде. Причем цены в сравнении с египетскими и турецкими курортами вполне конкурентны. Так, сейчас на рынке стоимость путевки на Пхукет сопоставима с турецким направлением.

В режиме самосохранения

"Те, кто не работает сейчас, жалуются на кризис, а тем, кто пахал все время, и в кризис работы достаточно", — оптимистичен Андрей Журавлев. Как только бизнесмен понял, что туристический рынок начал разваливаться, он резко сократил все неэффективные затраты фирмы: компания переехала в офис с меньшей площадью и сделала ставку на повышение продуктивности уже имеющихся ресурсов. Так, сейчас компания делает структуру своего сайта более простой и функциональной, продумывает возможность оплаты банковскими картами прямо с сайта, улучшает свою CRM-систему (корпоративную информационную систему) и изучает возможности внутреннего туризма. Сейчас для празднования Нового года фирма пытается продать туры на Черноморское побережье. "Положительный момент заключается в том, что за прошедшие годы сформировался слой людей, привыкших путешествовать", — говорит Андрей Журавлев. Предприниматель уверен, что агентства, которые торгуют пакетными турами, обанкротятся. Выживут фирмы, предлагающие своим клиентам путешествия — на Байкал, Дальний Восток, в Сибирь. "Эти направления будут востребованы, если перевозчики снизят цены на перелеты внутри страны", — говорит бизнесмен.

Выезды приостановятся

Вместе с тем на рынке выездного туризма также ожидают закрытия многих туркомпаний, как только те выполнят свои обязательства по ранее заключенным контрактам, говорят игроки турбизнеса. Так, владелица компании, работавшей в Петербурге 15 лет, признается, что ее фирма уже перестала принимать новые заказы и закроется, как только все туристы, купившие путевки в организации, вернутся с отдыха. "Сейчас над многими операторами довлеет личная ответственность перед клиентами, а также кредитные договоры. Но, как только эти вопросы будут решены, половина из ныне работающих фирм закроется", — говорит собеседница "ДП". Так, по данным РАТА, с сентября по июнь число туроператоров в Петербурге уменьшилось с 486 до 99.