Можно ли было избежать протестов при введении "сбора Ротенберга"

Автор фото: Николаев Сергей
Петербургские дальнобойщики протестуют против введения системы «Платон».

Дальнобойщики требуют отменить систему взимания платы за проезд по федеральным трассам "Платон". Так называемый сбор Ротенберга вызвал беспрецедентную волну протеста среди перевозчиков. Обозреватель dp.ru Александр Сологуб рассуждает о том, можно ли было этого избежать.

Дальнобойщики готовы блокировать Москву, добиваясь отмены автоматизированной системы сбора платы за проезд грузовиков тяжелее 12 т — "Платон". В этом противостоянии рабочего и правящего классов совершенно непонятно, зачем бастуют дальнобойщики. Ведь, по сути, перевозчик перекладывает стоимость проезда на заказчика, а тот — на потребителя своих товаров. То есть "Платон" залезет в карман каждого россиянина. Но взбунтовались почему-то только дальнобойщики, остальные сограждане, видимо, рады делиться деньгами. Чиновники считают, что с "Платоном" борются теневые предприниматели, и если они уйдут с рынка, то всем станет лучше.
Бастовать выходит наиболее активный слой бизнеса — индивидуальные предприниматели. Те, для кого грузовик — кормилец всей семьи. Представители крупных транспортных компаний поддерживают бастующих, но только морально. Почти все крупные перевозчики получили бортовые устройства и готовы послушно платить за проезд столько, сколько попросит государство. Для индивидуальных же предпринимателей, живущих с колес, наскрести на авансовый платеж "Платону" — уже проблема. А плюс к этому нехватка бортовых устройств, проблема с регистрацией в системе. Но все это мелочи на фоне сомнительной экономической эффективности "Платона". С его помощью хотели убить двух зайцев: собрать деньги на восстановление дорог, а также повысить конкурентноспособность РЖД.
Владимир Якунин, экс-президент РЖД, горячо поддерживал введение платы за дороги. Ему казалось, что этот инструмент поможет железной дороге вернуть грузы. При новом начальнике Олеге Белозерове РЖД отреагировало на запуск "Платона" предложением возить фуры на железнодорожных платформах. Убеждая, что это очень удобно: экономия на топливе, на зарплате водителям, и за дорогу платить не надо.
Основная задача платы за проезд по федеральным трассам: покрыть дефицит Дорожного фонда, из которого финансируется ремонт, реконструкция и строительство дорог. Правда, совершенно непонятно, зачем для этого нужно создавать новую сложную систему стоимостью около 30 млрд рублей, передавать ее в управление частным лицам, близким к президенту РФ Владимиру Путину: оператор "Платона" — фирма Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга.
Дефицит дорожного фонда немногим превышает стоимость "Платона" — 45 млрд рублей. С помощью новой системы Росавтодор надеется собирать ежегодно 50 млрд рублей. Получить искомую сумму можно было бы, просто повысив акциз на моторное топливо примерно на 0,6 рубля. Повышение акцизов, конечно, неприятная новость для автомобилистов, но, во всяком случае, это действие более рационально, так как не требует затрат — не плодит дополнительных выгодоприобретателей и не создает расходов по сбору средств: не нужно оплачивать работу программистов, закупать автомобили, другую технику, нанимать людей, которые будут следить за тем, чтобы дальнобойщики оплачивали проезд.
Повышение акцизов вряд ли привело бы к такому противостоянию бизнеса и власти. Сколько "Платону" потребуется на жизнь, неизвестно — он может оказаться прожорливым, и его аппетит будет только расти, а следом будет повышаться плата за дороги, потребительские цены.Тогда, возможно, к дальнобойщикам примкнут обычные граждане.