Какими банки станут в ближайшем будущем

Начальник отдела стратегического планирования службы стратегического развития ПАО "Банк БФА" Дмитрий Плотников - о том, какими банки станут в ближайшем будущем.

Экономическая нестабильность на макро– и микроуровне, повлекшая за собой новую волну кризисных настроений, продолжает оказывать влияние на банковский сектор. По данным портала banki.ru, октябрь банки Петербурга (без учета ВТБ) завершили незначительным ростом прибыли примерно на 2,5 млрд рублей по отношению к показателям июля 2015 года. С октября по июль на 25 млрд рублей вырос объем кредитов юридическим лицам.
Несмотря на то что совокупная доля просроченной задолженности в кредитном портфеле петербургских банков продолжает расти, в текущей экономической ситуации банки стали более вдумчиво относиться к процедуре выдачи кредитов. В перспективе это поможет улучшить качество кредитного портфеля. Но кредитного бума в ближайшее время ожидать не приходится: рост экономических показателей пока совсем невелик (по оценке Минэкономразвития, в сентябре ВВП с исключением сезонного фактора вырос на 0,3%).
Пока говорить о завершении кризиса рано, экономический ландшафт не сможет в короткие сроки стать благоприятным для успешного развития банковского бизнеса, поэтому просто пережидать кризис недостаточно: нужно диверсифицировать и снизить принимаемые риски. Кризис 2008 года выявил необходимость развития транзакционной модели бизнеса сервисного банка наряду с классической моделью банка, принимающего кредитный риск как основной источник своих доходов. Сегодня развивать идею транзакционного банка стали не только крупные игроки, входящие в топ–20 по величине активов, но и ряд сравнительно небольших банков, замыкающих топ–100.
В последнее время конкуренция в транзакционном бизнесе существенно возрастает. На рынок выходит целый комплекс сервисов расчетно–кассового обслуживания: мобильные приложения, онлайн–консультации, продленное операционное время, мгновенные расчеты, cash–карты, облачная бухгалтерия, синхронизация с 1С.
Современный банк стремится быть на расстоянии вытянутой руки от своего клиента и сам приходит к клиенту, вместо того чтобы принуждать посещать банковский офис. Перспектива развития транзакционных банков — в создании безопасной ИТ–инфраструктуры, совершенствовании дистанционных каналов обслуживания. По данным РБК, расходы банков на ИТ возрастут в ближайшие 5 лет в 1,5 раза, в том числе и благодаря инвестициям в развитие высокотехнологичных каналов обслуживания.
Однако упор на развитие дистанционного банкинга позволит снизить регулярные издержки на расширение офисной сети и содержание персонала. В свою очередь, использование эффективных банковских транзакционных услуг снижает издержки бизнеса, увеличивает его мобильность и тем самым дает конкурентные преимущества, особенно важные при спаде экономической активности. Кризис, от которого постепенно начинает оправляться банковская система, еще раз убедил банки в необходимости развивать новые бизнес–модели и инвестировать в новые технологии, которые дают стимул развитию не только банковской, но и других отраслей.