Юрист Legal Studio Алексей Елисеенко — о том, как Верховный суд России защитил украинскую компанию.
В сентябре 2015 года Верховный суд РФ ответил на важный вопрос, касающийся приведения российскими судами в исполнение решений коммерческих арбитражей. Ответ содержится в определении по делу о приведении в исполнение решения международного коммерческого арбитража при ТПП Украины о взыскании с российского ООО "ДиМедика" в пользу украинского ПАО "Фармак" 3 млн рублей.
Коммерческий арбитраж в 2013 году решил взыскать с российской фирмы в пользу украинской 2,6 млн рублей. Арбитражный суд первой инстанции в России весной 2014 года привел решение в исполнение, но апелляция летом судебный акт отменила, а кассация осенью оставила отмену в силе.
Отказывая в приведении в исполнение решения, суды сослались на два документа: киевское соглашение стран СНГ от 1992 года о порядке разрешения хозяйственных споров и минскую конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 1993 года. И пришли к выводу, что российская фирма-ответчик не была уведомлена обо всех стадиях разбирательства на Украине должным образом: по этим соглашениям уведомление ответчиков-россиян происходит через российские государственные суды. Мол, ни справки и письма курьерской почты, ни копии авианакладных не могут заменить документ суда об извещении ответчика.
Однако Верховный суд в сентябре 2015 года признал справедливыми доводы украинской стороны: оба эти соглашения здесь неприменимы, так как они не затрагивают вопроса о приведении в исполнение решений международных коммерческих арбитражей.