"ДП" выясняет причины неожиданного всплеска интереса к эпохе девяностых

Автор фото: Global Look Press

Facebook накрыла волна ностальгии по 1990-м. Одни усмотрели в этом происки оппозиции, другие — попытки тех, кто в те времена стоял у руля, вернуться к власти. "ДП" узнал у социологов и политологов, откуда взялся светлый образ мрачного десятилетия.

Чего только ни пережили за последние годы пользователи социальных сетей: холодную воду на себя выливали, совершенно позабыв, зачем это было нужно, свои фото пятилетней давности тоже нарочито стыдливо демонстрировали, как и фотокарточки времен школьного прошлого. Теперь вот новая волна всеобщего безумия в соцсетях — девяностые. И больше всех от засилья кое-как отсканированных снимков пострадал Facebook. Кстати, волна-то, признаются сами пользователи, не первая. Было уже такое пару лет назад. Но теперь массовая ностальгия по девяностым приобрела куда большие масштабы: Интернет заполонили фотографии не самого лучшего качества, на которых изображены люди, одетые в диапазоне от очень плохо до крайне странно.
А в воскресенье в московском "Музеоне" прошел целый фестиваль "Остров 90-х", организованный интернет-изданием Colta.ru при поддержке фонда "Президентский центр Б.Н. Ельцина" и образовательного проекта "Твоя история". Скорее всего, их и стоит благодарить за ленту, пестрящую всеми цветами безвкусных нарядов и юными лицами тех, кто сейчас уже не так и молод.
Все это выглядит достаточно странно: с какой стороны ни посмотри, если очень хочется поностальгировать, можно найти времена и получше. Гиперинфляция, криминал, цепляющаяся за последний шанс советская эпоха и пришедшее ей на смену неизвестно что. Кто-то, конечно, воспользовавшись всеобщей неразберихой, сумел заработать целое состояние, впрочем, они как раз вряд ли сейчас выкладывают фото в соцсетях.
Политический обозреватель агентства "Росбалт" Сергей Шелин уверен, что реакция вполне ожидаема. Когда-то должно было настать время вспомнить про 1990-е и посмотреть на них не только с темной стороны. Вот и организовавшее ностальгический фестиваль издание Colta.ru  пишет на своих страницах: "Мы не хотим идеализировать 1990-е. Но не хотим и мириться с тем, как упорно их красят в один — черный — цвет".  
"По своему экономическому содержанию сегодняшний кризис не то чтобы целиком совпадает с упадком советской экономики в позднюю ее эпоху, но по многим пунктам сильно похож. Он тоже долгий, необратимый, не решаемый в рамках системы и сопровождающийся обеднением рядовых людей", — пишет Сергей в своей статье "Когда вернутся 1990-е". А они непременно вернутся, считает журналист.
Кстати, вслед за отсканированными черно-белыми (хорошо если так, от них хоть не рябит в глазах) фотографиями Интернет заполнили и совсем уж конспирологические версии сомнительной адекватности. Мол, вернуться могут не только девяностые, но и кто-то из стоявших в те времена у руля. И внезапно возникшая пандемия светлой тоски по смутному десятилетию как раз дело рук последних.
"Не думаю, что речь идет о попытках старой элиты восстановить свои позиции. Возможно, имел место некоторый вброс со стороны тех, кто стоял у власти в те годы, но разве что с целью посмотреть на реакцию. Также есть вероятность, что это игра со стороны противников режима, а может быть, попытки психологически подготовить население к возможному дефолту", — говорит профессор кафедры социологии Санкт-Петербургского Государственного Университета Сергей Елисеев.
Роман Могилевский, социолог, научный руководитель Агентства социальной информации, ничего удивительного и тем более подозрительного в происходящем не видит и объясняет: "Надо смотреть на средний возраст посетителей соцсетей, скорее всего, он таков, что девяностые для них — это молодость. Время перспектив, время надежд. Естественно, они вспоминают об этом времени с теплотой, в отличие от более старшего поколения, которое считает эту эпоху потерянной. Конечно, и среди первых есть те, кто ни с чем хорошим девяностые не ассоциирует".
А также есть те, кто вообще ничего не может сказать о 1990-х, потому что в те времена только родился. Тут-то, казалось бы, что за ностальгия.  Но Роман Могилевский говорит, что не стоит забывать о свойственном соцсетям эффекте заражения. Очень часто неожиданные темы становятся предметом всеобщего обсуждения. Действует это по всем уже знакомому принципу: один разместил, второй посмотрел и понял, что у него тоже есть возможность поделиться чем-то подобным, и так начинается цепная реакция.
Профессор Сергей Елисеев говорит, что, вероятнее всего, это скоро пройдет.
Наверное, так же, как и мало кого не зацепивший Ice Bucket Challenge. А когда пройдет, тогда, может, (как и в случае с последним) все и вспомнят, зачем это было нужно.