Как дорогие петербургские гостиницы смогли в кризис увеличить выручку

Автор фото: Архив "ДП"

Владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы — о том, почему выручка дорогих петербургских гостиниц растет, несмотря на кризис.

Анализ ситуации на гостиничном рынке Петербурга за прошедшие 7 месяцев текущего года выявляет парадоксальную ситуацию. Несмотря на экономический кризис и украинские события, начавшиеся в прошлом году, основные финансовые показатели большинства гостиниц высокого ценового сегмента (четыре–пять звезд), такие как средняя загрузка, цены и доход с номера, демонстрируют уверенный рост к прошлому году. Так, загрузка с января по июль текущего года выросла в среднем на 7% в сегменте четырехзвездочных гостиниц и примерно на 3–5% в сегменте пятизвездочных. Cредняя цена подросла примерно на 11 и 8%, а доход с номера на 4 и 6% соответственно. Таким образом, выручка отелей высокого ценового сегмента возросла на 17 и 20% соответственно. Отдельно следует отметить рекордный рост выручки за последние 10 лет в январе текущего года. Он составил в среднем 40% в большинстве гостиниц высокого ценового сегмента.
Такие экономические чудеса объясняются сразу несколькими факторами, сложившимися одновременно. Прежде всего это значительный рост внутреннего туризма (по разным оценкам, до 30%) по причине запрета на выезд части госслужащих и снижения объема поездок за рубеж россиянами из–за значительного падения курса рубля. Свою весомую лепту в рост экономических показателей отелей города вносят и деловые поездки сотрудников всех структур и "дочек" "Газпрома". Так, объем комнато–ночей менеджеров госмонополии в отелях Петербурга хоть и незначительно, но снижается по сравнению с прежними годами ввиду окончания строительства многих офисов, но все равно остается очень высоким и серьезно поддерживает корпоративный сегмент в средний и низкий сезоны. Следует отметить рост поездок сотрудников административного аппарата судов и аффилированных структур в связи с будущим переездом Верховного суда в Петербург.
Что касается въездных туристических потоков иностранных граждан, то ситуация в текущем году развивается вполне прогнозируемо. Дешевеющий рубль и привыкание к украинским событиям притягивают в город огромное количество туристов. Однако следует заметить, что структура иностранного туриста, а следовательно, и средняя цена в этом сегменте меняются. Значительный рост (около 45%) к прошлому году отмечается среди граждан Юго–Восточной Азии, Китая, Индии и Южной Америки, а среди европейцев рост обеспечивают прежде всего испанцы, итальянцы и французы. Между тем наблюдается резкое снижение объема групповых туристов из США, Канады, Австралии, Германии, Австрии и Швейцарии — тех стран, где граждане традиционно более чувствительны к антироссийской пропаганде. Так, доля групповых туристов из США в некоторых отелях города в текущем сезоне снизилась с 12% в прошлые годы до 1,2% в этом. В связи с тем что платежеспособность туристов из стран первой группы существенно ниже второй, снижается и средняя цена в туристическом сегменте. При этом в целом отмечается существенный рост загрузки этим летом всего сегмента — около 7%. В сегменте онлайн–бронирования ситуация остается стабильной и обеспечивает около 25–30% всей загрузки.