Краснодарская розничная сеть "Магнит" стала самой быстрорастущей в Петербурге и Ленобласти в 2014 году. Несмотря на текущий кризис, игроки уверены, что розничный рынок в России остается одним из самых привлекательных и к 2018 году имеет реальные шансы стать крупнейшим в Европе.
В нашем регионе у краснодарского ретейлера на 1 января 2015 года уже работало 178 объектов под брендами "Магнит", "Магнит Семейный" и "Магнит–Косметик". Для сравнения: лидер петербургского рынка Х5 Retail Group здесь имеет 504 розничных объекта (см. инфографику).
Быстрорастущий "Интерторг"
На втором месте по числу открытий в Петербурге и Ленобласти стоит сеть "Дикси". В прошлом году ретейлер открыл 35 магазинов, а выручку увеличил на 24%, до 29,6 млрд рублей (общая выручка — 229 млрд рублей).
На третьем месте по числу открытий лидер петербургского рынка Х5 Retail Group, у которой основную выручку создает сеть "Пятерочка", он открыл 32 новых объекта.
По итогам прошлого года Х5 и "О’кей" увеличили выручку в Петербурге и Ленобласти всего лишь на 5% — до 82,7 млрд рублей (общая выручка — 631,9 млрд рублей) и 65,5 млрд рублей (152 млрд рублей) соответственно.
Из местных игроков самой быстрорастущей розничной компанией стал ТД "Интерторг", который развивает собственные сети "Народная семья" и "Идея", а также по франшизе голландскую Spar на Северо–Западе и в Москве. Компания открыла в нашем регионе 28 магазинов, в то время как другой местный игрок — ГК "Полушка" — всего 9 новых объектов.
По подсчетам "Инфолайна", в 2014 году выручка "Интерторга" в Петербурге и Ленобласти выросла на 27%, до 39,8 млрд рублей. Всего же в прошлом году выручка компании составила 58,8 млрд рублей (без НДС).
Причем петербургский игрок по итогам 2014 года вошел в топ–20 крупнейших розничных компаний России, заняв в этом рейтинге 18–е место (поднявшийсь на четыре строчки с 2013 года). На 1 января 2015 года компания управляла 453 магазинами разных форматов. Кроме того, "Интерторг" планирует в этом году начать строительство небольших районных центров в Петербурге.
Словить момент
В этом году сети, имеющие возможность инвестировать в развитие, активно выполняют план по открытиям. И, как ранее писал "ДП", в 2015 году на Северо–Западе федеральными и местными игроками будет открыто примерно 200 магазинов демократичного формата.
По словам участников петербургского рынка коммерческой недвижимости, наиболее активно сейчас помещения под магазины ищут "Магнит" и "Дикси", охотно забирая наиболее ликвидные объекты.
Сеть "
Лента
" намерена открыть в этом году в Петербурге первые супермаркеты (в настоящее время компания в домашнем регионе представлена только гипермаркетами). Этот формат "Лента" стала открывать с 2013 года, но пока супермаркеты работают только в Москве.
"В этом году мы откроем первые супермаркеты в Петербурге. Нам интересны такие районы, как Василеостровский и Петроградский, где очень мало магазинов", — говорил генеральный директор "Ленты" Ян Дюннинг на одной из отраслевых конференций в Москве в начале июня.
Однако сколько из 10 – 15 планируемых к открытию в 2015 году супермаркетов будет в Петербурге, топ–менеджер не уточнил.
Без импульсных покупок
Ретейлеры отмечают, что сегодня основными вызовами для рынка являются ослабление рубля, рост инфляции, снижение доходов населения и как результат — изменение потребительского поведения покупателей.
Россияне стали экономить, резко сократились импульсные покупки.
Индекс потребительского доверия в России в мае 2015 года опустился до исторически минимального значения 72 пункта. Это рекордно низкий показатель за всю историю исследования потребительского доверия в России, говорится в отчете Nielsen.
В I квартале 2009 года этот показатель составлял 75 пунктов.
Кроме того, у 18% потребителей отсутствуют свободные деньги.
Для сравнения, в кризис 2009 года этот показатель варьировался на уровне 4 – 7%.
По оценке бюро кредитных историй, на апрель 2015 года более 5 млн человек испытывают сложности с погашением кредитов, а их совокупный долг перед банками составляет 1,3 трлн рублей.
Еще одной из основных проблем рынка ретейлеры называют нехватку во многих регионах товаров локального производства или же отсутствие нужного объема поставок от местных поставщиков.
Один из самых
Эксперты отмечают, что, несмотря на кризис и сокращающиеся доходы населения, российский розничный рынок все равно остается одним из самых привлекательных в Европе, а к 2018 году и вовсе будет самым крупным среди рынков европейских стран.
Так, по прогнозу
Росстата и Euromonitor, объем продовольственного рынка в России к 2018 году составит $420 млрд. Хотя еще в 2013 году крупнейшим рынком в Европе была Франция с объемом $284 млрд, в то время как рынок России составлял $267 млрд.
К 2018 году второе место займет продовольственный розничный рынок Индии с объемом $350 млрд (см. инфографику).
Крупнейшие участники рынка считают, что сейчас надо пользоваться моментом и наращивать свою долю на падающем рынке.