Как компания "ИТ–Портфолио" увеличила число клиентов с помощью кризиса

Автор фото: Кубединов Игорь/ТАСС

Компания по подбору персонала для бизнеса "ИТ–Портфолио" использует кризис как возможность найти новых клиентов.

Компания "ИТ–Портфолио", которая занимается автоматизацией поиска персонала (участник рейтинга "Gazelle Бизнеса" "Делового Петербурга"), появилась в 2012 году. В 2014 году выручка проекта составила 722 тыс. рублей, и, по плану компании, в следующем году она должна достигнуть 2,3 млн. "В этой задаче помогут несколько факторов — мы доработали сервис, набрали критическую массу клиентов и теперь можем больше вкладывать в рекламу, стало проще продавать", — говорит основатель ООО "ИТ–Портфолио" Александр Красс.

Кризисный вирус

В штате компании сейчас работают пять сотрудников. Как рассказывает Александр Красс, кризис сыграл "ИТ–Портфолио" на руку: число клиентов растет. Задача компании — автоматизировать работу менеджера по подбору персонала (в результате компания сможет сэкономить, сократив HR–специалиста). В ближайшее время компания планирует направить силы на разработку сервиса FriendWork HCM — системы для хранения информации о карьере и тестирования сотрудников. В кризис, рассказывает Александр Красс, многие предприятия стали реже нанимать новых сотрудников, некоторые рекрутинговые агентства закрылись. "Вначале такая ситуация пугала, но потом мы стали замечать, что сотрудники закрывшихся фирм ищут и находят новые места работы, то есть чаще пользуются такими сервисами, как наш, — рассказывает предприниматель. — И вместо одного клиента появляются два–три новых — кризис запустил такой специфический вирусный маркетинг".
В то же время стало сложнее находить новых клиентов среди компаний — именно они платят комиссию за размещение вакансий на рекрутинговых порталах, увеличился срок заключения сделок. При разработке новых приложений компания активно использует обратную связь — задавая вопросы клиентам, предприниматель получает нечто вроде бесплатного маркетингового исследования. Клиенты рассказывают, чего им не хватает в приложении, и программисты дорабатывают сервис под самые распространенные запросы.
"Это помогло сэкономить на разработке, и даже в кризис мы уложились в первоначальный бюджет", — заключает Александр Красс.

Подработки спасают

Круг конкурентов компании очень широк — от специализированных сайтов и профессиональных соцсетей (LinkedIn, HeadHunter, "Авито" и др.) до физических агентств по подбору персонала. Объем российского рынка участники оценивают в 37 млрд рублей, на Петербург и Ленобласть приходится 10–15% рынка. В компании "Персональное решение", которая также работает в сфере поиска персонала и участвует в конкурсе "Gazelle Бизнеса", считают, что главная угроза в таком бизнесе в кризис та же, что и всегда: нехватка клиентов.
"Однако практика показала, что потребность в наших услугах в кризис только возрастает, аутсорсинг — это способ снижения непрофильных издержек, — говорят в компании. — Со стороны работников интерес также сохраняется: в нестабильной экономике люди думают о дополнительном заработке".