Три года Александра Дрозденко: чем запомнился и что от него ждут

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подал прошение о досрочной отставке и получил согласие президента. "ДП" проанализировал, что за 3 года сделал для бизнеса областной глава, и узнал у бизнесменов, чего они ждут от его следующего срока.

Строительный бум
Ленобласть – первый регион, который в 2012 году разработал и предложил программу "Социальные объекты в обмен на налоги". Согласно документу, до 70% налогов, уплаченных застройщиком в бюджет региона, идет на выкуп у него социальных объектов (детские сады, школы, поликлиники и т. д.). В итоге многие компании перерегистрировали свои подразделения в Ленобласти, и в 2014 году объем налоговых поступлений от строителей в бюджет составил 1,8 млрд рублей, в ближайшие 3 года власти ожидают еще 9 млрд рублей (до 2102 года налоги от застройщиков исчислялись примерно 200 млн рублей). Сейчас подписано 17 соглашений по программе, планируется построить 44 детских сада и 15 школ (два детских сада в Мурино и Новодевяткино уже построены и выкуплены). Всего на стадии строительства находится 5,7 млн м2 жилья.
Программа "Социальные объекты в обмен на налоги" стала компромиссом между властью и бизнесом и выигрышно отличает Ленобласть от Петербурга, который переложил всю нагрузку по социальным объектам на строителей.
Наконец, регион облегчил жизнь застройщиков, когда забрал у муниципалов функции по утверждению документов территориального планирования. Схема работы власти и строителей стала практически такой же, как в Петербурге, где судьба всех проектов зависит от воли Смольного. Однако бизнесмены, которые ранее тратили много сил и средств на утверждение своих проектов у муниципалов, этому только обрадовались: по принципу "одного окна" работать легче.
За 3 года не обошлось без крупных конфликтов. Власти нашли множество нарушений региональных нормативов градостроительного проектирования, проекты планировки территорий были отменены у компаний "Дальпитерстрой", NСС, "Град" и др., их вынудили понижать высотность и плотность застройки.
Экономическое обновление
Спад инвестиций в Ленобласти, по данным Росстата, в 2014-м составил 30,7% (54,9 млрд рублей). Но власти объясняют это тем, что в 2009-2012 годах наблюдался пик активности крупных проектов федерального масштаба. В частности, на эти годы пришлось строительство газопровода "Северный поток" ОАО "Газпром" (296 млрд рублей), нефтеналивного терминала "Балтийская трубопроводная система – 2" ОАО "АК "Транснефть" (130 млрд рублей) и т. д. Среди крупных проектов в ближайшие несколько лет ожидается строительство двух заводов сжиженного природного газа с общим объемом инвестиций более 500 млрд рублей.
Чтобы привлечь новых инвесторов, Ленобласть приняла пакет законов, направленный на поддержку бизнеса. Первым делом команда Александра Дрозденко перекроила закон об инвестиционной деятельности. В новом документе сохранилась льгота по налогу на прибыль – 13,5 вместо 18% – и нулевая ставка налога на имущество, но минимальная планка инвестиций составила 300 млн рублей (для отдаленных районов – 50 млн рублей). Для получения льгот средства должны быть инвестированы в течение 3 лет (ранее срок не был ограничен), а период предоставления льгот зависит от объема инвестиций (ранее это был срок окупаемости проекта и еще 2 года после). Большим плюсом бизнесмены назвали сокращение сроков оформления льгот и уменьшение пакета документов.
Следующим шагом стал закон о льготах для девелоперов индустриальных парков. Для них ставка по налогу на прибыль снижена до 13,5%, а ставка по налогу на имущество – до 0%. Льготы предоставляются на 4 года, в течение 6 лет с момента присвоения статуса индустриального парка организация может сама выбирать четырехлетний период для получения льгот.
Еще один документ касается государственно-частного партнерства. В новом законопроекте подробно прописаны понятийный аппарат, порядок принятия решений и взаимодействия органов власти при подготовке и реализации проектов ГЧП, возможность участия госучреждений на стороне Ленобласти в соглашениях о ГЧП и т. д. В регионе требуют строительства и реконструкции более 600 объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. На это нужно более 200 млрд рублей.
Подхлестнуть экономику планируется также, создав два государственных индустриальных парка, пищевой кластер в Разметелево, швейный кластер в Пикалево, в Гатчинском районе – Северо-Западный кластер медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий.
Бюджетное везение
Если соседний Петербург вынужден урезать расходы на фоне экономического кризиса, то Ленобласти повезло: ее бюджет вырос. Причиной этого стали скачки курса валют: налогоплательщики получают прибыль в валюте и увеличили объем отчислений в казну. Профицит бюджета в 2014 году составил почти 14 млрд рублей. Ранее планировалось, что дефицит составит 9,6 млрд рублей.
В 2015 году доходная часть бюджета составит 80 млрд рублей, а расходы – 90,4 млрд рублей. Впрочем, в правительстве не исключают, что на фоне кризиса возможно падение поступлений по налогу на прибыль на 12 млрд рублей. В этом случае власти намерены урезать доходы, в том числе по госзакупкам, но исключая социальную сферу.
Пока региону позволяют возможности, региональные власти тратят деньги на различные социальные выплаты, погашение госдолга и т. д. Дополнительные поступления позволяют пока не урезать, а наращивать расходы, что выгодно отличает Ленобласть от Петербурга, где уже пошли по пути секвестирования бюджета. Следующий год вряд ли станет столь же успешным, но прогнозировать его в правительстве не берутся: многое зависит от макроэкономической ситуации.
Ленобласти всегда было тяжело конкурировать с Петербургом. Но гибкая политика команды Дрозденко практически "переманила" многие строительные компании в область. Это видно и по темпам застройки того же Мурино. Строительная политика в Ленобласти всегда была последовательной. И это принесло свои плоды – действительно для застройщиков работа в этом регионе более чем комфортна. Здесь даже отчасти лучше чем в Петербурге выстроено взаимодействие с ответственными за нашу сферу ведомствами. Но если говорить о пожеланиях, то пока не хватало системности в вопросе обеспечения коммуникациями. Так большинство застройщиков ведут все инженерные сети к своим объектам самостоятельно. В итоге, в одном направлении, иногда даже на соседние участки, параллельно идут сразу несколько труб. А при участии правительства этот вопрос вполне может быть оптимизирован.
Виктор Осокин
председатель совета директоров O2 Development
Главное, что удалось Александру Юрьевичу на своем посту – стабилизировать ситуацию и с помощью хорошей профессиональной команды упорядочить активный всплеск строительства, произошедший в Ленобласти. Создание правил игры, переход к понятному открытому и эффективному диалогу – это является визитной карточкой нынешней администрации региона. Именно такой подход позволил достичь высоких показателей в целом и в строительной сфере в частности. Что касается пожеланий – продолжать взятый курс, не склоняясь к бюрократическому подходу, который гласит "чем меньше сделано, тем меньше ответственности". Надеюсь, что правительство Ленинградской области и дальше сохранит настрой на диалог с бизнесом – этот путь рождает сложности, но он эффективен.
Арсений Васильев
Генеральный директор "Унисто Петросталь"
Поддержка девелоперов - создателей индустриальных парков теперь закреплена на законодательном уровне. Законом предполагается предоставление налоговых льгот управляющим компаниям и резидентам индустриальных парков, а также закреплено понятие "индустриальный парк" на региональном уровне. Сейчас правительство региона разрабатываются меры стимулирования и поддержки развития импортозамещающих высокотехнологичных производств на территории Ленбласти. При сохранении этого курса было бы целесообразно эти же меры поддержки (льготирование ставок налогов и арендных платежей, субсидирование, кредитование через фонды господдержки) применять и к индустриальным паркам как к территориям развития импортозамещающих производств.
Мария Хомич
исполнительный директор Tellus Group
В Ленинградской области создан довольно комфортный климат для работы инвесторов, поддерживаются основные государственные программы. Работа контролирующих органов ведется корректно и грамотно, что, безусловно, является большим плюсом для промышленных производств. Ключевой проблемой на сегодняшний день для промышленников являются сбои на электросетях и сложности с подключением к энергосетям, что негативно влияет на инвестиционную привлекательность региона. Ленэнерго, наказывая должников, зачастую отключает электричество, в результате чего страдают и добросовестные плательщики. В итоге производства несут потери из-за сбоев поставок электроэнергии. Этот вопрос нуждается в самом пристальном внимании со стороны органов власти.
Василий Ткачев
руководитель направления "Полимерная изоляция" компании ТехноНИКОЛЬ
Лично мне не доводилось общаться с губернатором, но могу сказать, что комитет по АПК работает очень хорошо и поддерживает отрасль, несмотря на макроэкономическую ситуацию и рост банковской ставки. Хотелось бы, чтобы руководство региона больше уделяло внимание нуждам аграриев. Давно назрел вопрос инвентаризации земель сельхозназначения, которые заброшены и которые нужно ввести в оборот. Надеюсь, этот процесс ускорится, потому что нехватка земли отнюдь не способствует развитию сельхозпредприятий.
Татьяна Шарыгина
генеральный директор "Идаванг–Агро"
С приходом Александра Дрозденко и Георгия Полтавченко началось движение города и области навстречу друг другу. Например, раньше было очень сложно контактировать с городскими властями и сетевыми компаниями. Но сейчас нам удалось заключить договор с Водоканалом о том, что снимаются технологические ограничения и наш проект получил возможность подключиться к городским сетям. Мне кажется, Александр Дрозденко очень бизнес-направленный губернатор, понимающий проблемы и способный их решать.
Денис Гладыш
руководитель проекта "Уткина Заводь"
Мы не так часто встречаемся с губернатором, но он знает наши проблемы и пожелания, работать с ним комфортно. Последние годы укрепляется бюджетная поддержка сельхозпредприятий – это одно из доказательств и особенно важно в новых экономических условиях. Но хотелось бы иметь больше ресурсов на модернизацию агропромышленного комплекса, усилить безвозмездную поддержку на погашение части кредитного ресурса, решить вопрос с нехваткой земель. У нас много эффективных предприятий, у которых нет земли, и много сельхозземель, которые пустуют.
Виктор Санец
генеральный директор РАПТИ
Ленобласти требовалось определённое обновление, и Александр Дрозденко внес новую струю во все процессы, которые происходили в регионе. Это руководитель, который способен многое менять. Сейчас власти региона определили правила игры для бизнеса. Ленобласть стала привлекательной для строительной индустрии. Можно отметить муниципальную реформу, направленную на повышение эффективности власти на местах. Экономические результаты его работы пока оценить непросто, потому что она наложилась на кризис. Но важно заниматься не только крупным бизнесом, но и уделять внимание среднему и малому.
Василий Кострица
член правления "Группы ЛСР", заместитель генерального директора, управляющий бизнес–единицы "ЛСР. Базовые материалы — Северо–Запад"
Сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране не могла не повлечь ухудшения инвестиционного климата и в Ленинградской области. Тем не менее, стоит отметить, что правительство региона своевременно отреагировало на изменения конъюнктуры и взяло под свой контроль такое важное направление как строительство индустриальных парков. В целом область оказывает серьезную поддержку малому бизнесу, учитывая, что в данной экономической ситуации небольшим компаниям приходится труднее всего.
Регина Егорова
генеральный директор ООО "Киришистройсервис", член ЛОТПП
Несмотря на кризис, Александру Дрозденко удалось сохранить экономический потенциал региона, увеличить объем бюджетных поступлений, выстроить грамотную работу с федеральным центром. Дальше работать будет еще сложнее, потому что жизнь не стоит на месте и каждый день появляются новые задачи. Еще год назад никто не думал, что начнется беда на братской Украине и что придется принимать серьезные решения, которые отразятся на экономике страны. Важно в сложившейся ситуации выжать максимум ресурсов для роста доходов бюджета, развития производства, начиная от пищевых, заканчивая сложными высокотехнологичными товарами. Так что пожелаем губернатору успехов в ближайшие годы работы, которые будут совсем непростыми.
Кирилл Поляков
директор Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти
Главный показатель устойчивой экономики Ленобласти в том, что мы не пересматриваем основные параметры бюджета на 2015 год. Мы приняли его в конце 2014 года и не меняем, в отличие от других субъектов, где идет урезание расходов. Мы будем не только выполнять обязательства в социальной сфере, но и вкладывать средства в развитие региона. Это строительство дошкольных и образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры, а также ремонт дорог и активная поддержка сельхозпроизводителей. Мы взяли на себя много обязательства, связанных с нашими ветеранами, в том числе и по ремонту жилья, выстроили систему социальной защиты населения, которая успешно работает, финансируется в полной мере и позволяет не так остро и болезненно воспринимать рост цен на продукты питания и услуги ЖКХ.
Николай Пустотин
председатель комиссии по бюджету и налогам Заксобрания Ленобласти