ПТК жмет на газ

"Газпром газомоторное топливо" планирует установить свои газозаправочные модули на АЗС Петербурга. Первыми станут заправки ПТК.

Вторая по объему продаж моторного топлива на местном рынке Петербургская топливная компания (ПТК) ведет переговоры с "Газпром газомоторное топливо" (ГГМТ) об установке на своих АЗС модулей по заправке автомобилей газом.
АО "ПТК" принадлежит 82 АЗС на территории города и области — компания контролирует 17% петербургского топливного рынка и 10% рынка Ленобласти. Ежегодно АЗС обоих регионов, по оценкам НП "Нефтяной клуб", продают 2,6 млн л бензина и дизельного топлива.
Компании пока только изучают возможности сотрудничества — формализованных договоренностей нет. В ПТК оценивают потенциальный спрос. Потребление газа с 410 млн м3 в 2014 году должно возрасти к 2020–му до нескольких миллиардов кубометров, рассчитывают в "Газпроме".
"Сейчас компании обсуждают количество и расположение станций, которые будут дополнены оборудованием для заправки газом", — поясняет гендиректор ПТК Андрей Михеев. Компания высчитывает потребности клиентов, консультируется с крупными транспортными компаниями — планируют ли они переходить на новый вид топлива. Основные параметры проекта, по словам Андрея Михеева, станут известны летом.

Медленная газификация

Переговоры о сотрудничестве ГГМТ ведет и с другими игроками топливного рынка. Кроме "Газпром нефти" (на двух петербургских АЗС которой, кстати, уже есть газозаправочные установки) компания обсуждает возможности сотрудничества с "Газпром газэнергосетью", "ЛУКОЙЛом", "Татнефтью", "Башнефтью", перечисляет заместитель гендиректора ГГМТ Денис Корниенко. По его словам, сотрудничество с ПТК станет пилотным проектом, на основе которого компания будет работать с другими представителями рынка. "Критерии, по которым мы выбираем АЗС, — наличие рядом ключевых потребителей (чаще всего это транспортные компании) и близость транспортных потоков", — поясняет эксперт.
В городе не так много заправочных станций, площадь которых позволяет установить газовый модуль, соблюдая все необходимые нормы, объясняет расширение сети газовых станций за счет сторонних АЗС глава НП "Нефтяной клуб" Олег Ашихмин. По его словам, газовое топливо выгодно как для АЗС, так и для потребителей, однако затраты на инфраструктуру столь высоки, что позволить их себе могут лишь очень крупные компании или государство.
В данном случае инвестором выступает ГГМТ. Как ранее писал "ДП", в 2013–2014 годах компания собиралась вложить 1 млрд рублей в строительство в Петербурге 10 газозаправочных станций. Но планам не суждено было сбыться. На данный момент функционируют четыре газозаправочных пункта (два в Петербурге и по одному в Тихвине и Тосно). В пресс–службе компании заявили, что в городе строится еще шесть газонаполнительных компрессорных станций. Первую запустят в декабре 2015 года, еще пять — во второй половине 2016–го. А вообще в планах ГГМТ к 2017 году создать в Петербурге сеть из 25 газозаправочных пунктов.
На территории области компания строит газозаправочный комплекс в Гатчине. Его планируется сдать в эксплуатацию в конце этого года.

Пример для подражания

В ГГМТ ожидают, что к 2020 году, в соответствии с постановлением правительства РФ, до 50% городского транспорта и автомобилей городских служб будут переведены на газ и потребление по всей стране вырастет до нескольких миллиардов кубометров. Пока же по итогам 2014 года в РФ потребили 410 млн м3 голубого топлива. Рост спроса на газ в основном обеспечивает сам "Газпром". Так, продажи техники на газе с 2012 года выросли с 559 до 2170 автомобилей в 2014 году. Больше половины этой техники — 1674 автомобиля — купили дочерние структуры "Газпрома". Сегодня в их автопарках 6522 грузовых, специальных и пассажирских автомобиля, которые заправляют газом.
Петербургские госкомпании тоже переводят технику на газ. Количество таких машин на балансе городских компаний, коммунальных и дорожных служб в комитете по транспорту оперативно подсчитать не смогли. Однако напомнили, что в 2014 году ГУП "Пассажиравтотранс" приобрело 45 автобусов на газовом топливе, еще две уборочные машины купил жилищный комитет.