Рамзан Кадыров ставит вопрос об отставке после установки на огонь по силовикам

От Рамзана Кадырова подчиненным поступила новая установка: открывать огонь на поражение по силовикам из других регионов, проводящим операции в Чечне. Кремль продолжают испытывать на прочность — теперь глава Чечни грозит отставкой, и скорее всего, и на этот раз успешно.

На совещании представителей силовых структур Чеченской республики 20 апреля Рамзан Кадыров поднял вопрос об убийстве Джамбулата Дадаева. Инцидент произошел днем ранее — сотрудники МВД Ставропольского края застрелили при задержании в Грозном некого Джамбулата Дадаева, находящегося в федеральном розыске. По данным СМИ, он пытался протаранить полицейскую машину и открыл стрельбу.
Неизвестно, был ли Джамбулат Дадаев таким же "настоящим патриотом России", как его однофамилец Заур Дадаев, обвиняемый в убийстве Бориса Немцова, как его называл Рамзан Кадыров. Но реакция главы Чечни была еще более резкой — он предъявил претензии на нескольких совещаниях с силовиками подряд, а на одном из них заявил, что в следующий раз нужно стрелять. "Я официально заявляю: если без вашего ведома на вашей территории появляется москвич или ставропольчанин, не имеет значения, — открыть огонь на поражение, — заявил Кадыров. — С нами должны считаться... Если вы хозяева своей территории, то должны ее контролировать. Хватит, нас унижали, оскорбляли. Мы не для этого принимали Конституцию РФ, чтобы нас убивали".
Без разрешения чеченского управления МВД никто, в данном случае "Ханкала" (расположенная в Ханкале временная оперативная группировка органов и подразделений МВД РФ), убежден Рамзан Кадыров, не имеет права проводить спецмероприятия в Чечне. "Приехали в масках-касках — значит, они преступники", — подытожил он. По версии Кадырова, убийство было неким "заказом богатых людей".
Интересно, что перед тем, как давать разрешение стрелять по силовикам из других регионов, Кадыров говорил о том, что "все должны знать: на территории Чеченской республики главенствует закон". И еще о том, что "времена двухтысячных прошли. Кому-то захотелось сделать результат, забрали чеченца и убили. Такого не будет. Мы требуем закона".
Конечно, глава региона может быть недоволен тем, что на территории его региона какие-то люди проводят несогласованные операции. Хотя, например, когда в 2006 году чеченские милиционеры в Москве застрелили Мовлади Байсарова, столичные власти не распоряжались впредь открывать огонь по таким летучим отрядам. И когда Рамзан Кадыров распоряжался совсем недавно разрушить дома родственников террористов, он тоже как-то про закон не вспоминал. Смысл высказывания даже не в этом, а в том, какие слова подобрал глава Чечни, вот это вот все: "хозяева территории", "забрали чеченца", "с нами должны считаться". Это переворачивает ситуацию в совсем другую плоскость: не одни полицейские не согласовали действия с другими, а "федералы" застрелили чеченца на чеченской территории. Неважно за что.
Это уже какой-то немного подзабытый язык чеченских войн, вероятно, инцидент напомнил Кадырову времена федеральных зачисток, и он явно опасается повторения этого, и имеет в виду именно это, но ударяется в другую крайность — взять хотя бы недавнюю ситуацию с попыткой задержания свидетеля по делу Немцова Руслана Геремеева в селе Джалка в Чечне. Сообщалось, что это родовое село Адама Делимханова, ближайшего соратника Кадырова, и по этой причине силовики не смогли в него зайти, все подъезды охранялись вооруженными людьми. Геремеев скрылся и, по одной из версий, уехал в ОАЭ под чужой фамилией. Вот что бывает, когда спецмероприятия "согласовывают", — в любом другом регионе это, вероятно, работало бы, но Чечня, как известно, особый регион, никакие другие силовые структуры там сроду ничего вот так не "согласуют", ни ставропольчане, ни даже москвичи.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что ничего об этой ситуации не знает, но пообещал, что в Кремле "ознакомятся" с информацией и разберутся. Вряд ли он, конечно, и правда ничего об этом громком скандале не слышал, но сказать тут властям просто нечего. Рамзан Кадыров тут же применил "защиту Якунина", то есть еще раз объявил, что он "пехотинец верховного главнокомандующего" и если "надо будет уйти — уйдет". "Я говорил и говорю: если мне доверили этот регион, я должен обеспечивать безопасность, если нет — будьте добры уволить", — заявил глава Чечни. Глава РЖД Владимир Якунин, напомним, практически в тех же словах выдвигал ультиматум, когда его пытались заставить раскрыть сведения о доходах, и добился успеха. Вероятнее всего, Путину придется и на этот раз согласиться с тем, что Чечня — это крепость Кадырова и соваться туда нельзя. Он же знает, что заменить Рамзана Кадырова он никем не может.