На чем ночные клубы могут сэкономить

Автор фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Совладелец сети Nebar, "Руки Вверх Бар", "Мама не горюй" Павел Чесноков - о том, на чем ночные клубы могут сэкономить.

Доходность ночных клубов начала падать еще в 2014 году, и заведения с нулевой прибылью в этом году попросту ушли в минус. Некоторое облегчение было в январские каникулы, но после праздников прошла первая волна закрытий ночных клубов. Часть игроков худо–бедно держатся на плаву, однако до конца года клубный бизнес ждет сокращение минимум на 15–20%. О долгосрочных планах развития мы все сегодня забыли. Уместнее говорить о стратегии выживания на несколько лет, о тактике краткосрочного планирования. Этой схемы я как раз и придерживаюсь. Если раньше мы пересматривали издержки раз в полгода, то теперь делать это нужно не реже 1 раза в месяц. Сейчас нормальной считается рентабельность ночного клуба в 15%. Нам, владельцам заведений, нужно смириться с тем, что зарабатывать какое–то время мы будем меньше, оставить прежние, докризисные, цены и продолжать изыскивать способы сокращения расходов. Когда кризис будет пройден и выручка вернется на прежний уровень, мы сможем чистыми получать больше, чем до 2014 года, за счет того, что научимся меньше тратить.
В клубном бизнесе четыре основные категории расходов: аренда, зарплата, себестоимость сырья и арт–программа. Оптимизировать нужно абсолютно все! Мы начали с переговоров по аренде. Стоимость аренды повышается ежегодно, но в этом году арендаторы не должны стесняться в аргументах. На одном из наших объектов нам удалось добиться снижения стоимости на 40%. Конечно, это риск, так как на стадии переговоров мы пошли ва–банк и могли лишиться помещения. Отмечу, что собственники готовы разговаривать и приноравливаться к сложившейся ситуации. Вторая статья расходов — зарплата. Снижать мы ее не стали, хотя сейчас ситуация на стороне работодателя — соискателей масса. Сэкономить можно за счет более тщательного анализа графиков работы: уменьшаем количество смен в те дни, когда загрузка небольшая. Разумеется, ударом для ночных клубов и ресторанов стало подорожание продуктов и напитков: цены на импортный алкоголь взлетели до 50%, на продукты — от 30 до 50%. Соответственно, те позиции, на которых мы стали меньше зарабатывать, мы попросту выводим из меню либо меняем рецептуру в сторону уменьшения себестоимости. Раньше мы практически не смотрели на закупочные цены, сейчас же ежедневно мониторим предложения на рынке. Четвертый вид издержек — арт–программа. Проще тем площадкам, которые специализировались на отечественных артистах второго эшелона. В этом случае затраты на рекламу и арт–программу могут остаться на прежнем уровне — 10% от выручки заведения. Но и здесь можно сэкономить около 30% бюджета, если использовать схему "вторая дата". Когда артист приезжает в город на корпоратив или другое мероприятие, можно пригласить его на выступление к себе уже после основного события, тем самым сэкономить на оплате дороги и проживания артиста. Оплачивается только гонорар, часто со скидкой.
В чем я совершенно точно уверен — поднимать цены сегодня нельзя, по крайней мере существенно. Ужимайся как можешь, но посетителя не трогай! Платежеспособность населения даже в рублях падает, и поднятие цен приведет к еще большему снижению посещаемости.