Почему панацеи от кризиса нет

Автор фото: Архив «ДП»

Управляющий партнер "Прайм Эдвайс СПб" Инна Вавилова - о том, почему лекарства от нынешнего кризиса не существует.

Сколько бы ни задавали вопросы, кто выиграет в текущей ситуации и есть ли лекарство от нынешнего кризиса, я буду отвечать примерно одинаково. В текущей ситуации кардинально выигравших не будет, как не будет панацеи от кризиса. Юридический бизнес будет процветать — или же, напротив, испытывать трудности — вместе со всеми остальными. Это факт.
Другое дело, что кризисы всегда быстрее всего убивают слабых, так сказать, чистят рынок. И, если кризис не затягивается на много лет, то после него выигрывают те, кто подошел к нему подготовленным, имел подушку безопасности, причем не только в виде финансовых накоплений, но и в виде лояльных клиентов, высококвалифицированных сотрудников и прочно занятой ниши на рынке.
Не буду говорить, что мы "прозрели будущее", когда несколько лет назад вплотную занялись банкротствами. Но нам действительно было понятно, что это огромная ниша, и при этом относительно новая. Что в связи со складывающейся кризисной ситуацией будут появляться крупные клиенты, которым будет необходима всесторонняя помощь в данных процедурах.
В тот момент многие недооценивали масштабность задач, которые предстоит решать в процедурах банкротства. А ведь при банкротстве любого значимого предприятия это всегда вопросы и юридические, и экономические, и вопросы менеджмента процесса, включая медиацию, и много других аспектов. Нам, можно сказать, повезло: в рамках нашей группы компаний мы могли закрывать все вопросы, у клиентов был принцип единого окна, и это им очень помогало.
Сейчас нам точно так же "повезло" во второй раз — к этому кризису мы подошли подготовленными, мы занимаем ту самую нишу, которая сегодня востребована на рынке. Сегодня многие юридические компании пытаются начать работать в этой сфере, создают отделы по работе с банкротствами. Не хочу сказать, что это бесперспективные попытки, но то, что этот рынок услуг уже достаточно насыщен, могу констатировать вполне уверенно. Мы потратили много лет, чтобы стать специалистами в этой области и занять ведущие позиции.
Так что лекарство довольно простое — быть специалистом в своей отрасли, и не просто специалистом, а высококлассным, лучшим. И, на мой взгляд, лучше быть первым в одной области, чем середняком в десяти. Я абсолютно уверена, что юридические компании, специализирующиеся в любой сфере, например в налогах, банкротствах, морском, медицинском, семейном праве и т. п., выживут именно потому, что обладают уникальными знаниями и набором компетенций, которыми не могут похвастаться их конкуренты.
Это не значит, что компания, когда–то выбравшая своей специализацией налоги, будет всегда заниматься только ими. Я, например, надеюсь, что настанет время, когда мы вернемся к таким высокодоходным практикам, как слияния и поглощения, и банкротства перестанут быть нашим основным драйвером.
Пока мы следуем за рынком. Хотелось бы, чтобы наша следующая правильно угаданная ниша была более позитивной.