На чем ивент-агентства зарабатывают во время кризиса

Автор фото: Смирнов Владимир/ТАСС

Ивент–агентства из–за падения спроса на их услуги делают ставку на организацию свадеб. В этой нише, объем которой в Петербурге составляет около 29 млрд рублей, они видят возможность выжить в тяжелое для потребительского рынка время.

Представители компаний по организации праздников называют свадьбы самым надежным направлением работы в условиях экономического кризиса.
Количество свадеб ежегодно растет. Так, с 2012 по 2014 год число заключенных браков в Петербурге выросло на 5%, до 57,5 тыс. В январе рост продолжился, сообщили в городском комитете по делам записи актов гражданского состояния.
Участники рынка утверждают, что клиенты хоть и начинают экономить, но полностью от торжества отказаться не готовы. Годовой объем свадебного рынка Петербурга составляет около 29 млрд рублей, подсчитали его участники. И, по их прогнозу, он сохранит объем и в кризис.
После девальвации рубля клиенты стали чаще отказываться от пышных корпоративов и юбилеев.
По словам директора агентства по организации праздников Banan Group Эдуарда Дедюхина, его компания с 2014 года решила сконцентрироваться на организации свадеб как на самом надежном сегменте.
"Люди готовы отказаться от празднования юбилея, но свадьбы никуда не исчезнут. А вот с размахом их будут отмечать или без — это уже другой вопрос", — говорит Эдуард Дедюхин, подчеркивая, что тренд экономии на свадьбах появился в конце 2014 года, после резкого падения курса рубля.
Предприниматель Андрей Анфиногенов переключился на свадьбы с конца лета. Бизнесмен закрыл свой Open Bar на Петровской косе как раз из–за предчувствия близкого кризиса. С его точки зрения, заведениям, ориентированным на ночную жизнь, в ближайшее время придется непросто. На месте бара он открыл ресторан Open Family, предназначенный в первую очередь для проведения свадеб.
Собственную антикризисную модель Андрей Анфиногенов называет "банкетным дискаунтером". Суть этого подхода заключается в минимизации цен — насколько это возможно. "Да, у нас торжество пройдет проще, с базовым набором услуг и с меньшим разнообразием меню, но заказчик потратит на него в 1,5 раза меньше", — утверждает бизнесмен.

Сам себе тамада

Когда возникает вопрос, на чем сэкономить, клиенты в первую очередь урезают часть бюджета, связанную с артистами, рассказывают участники рынка. "Список артистов теперь сокращен по сравнению с прошлым годом примерно втрое", — отмечает Эдуард Дедюхин.
В этом году его компания уже столкнулась с одним отказом от масштабного празднования. "Когда мы с заказчиками подсчитали бюджет свадьбы с учетом их пожеланий, пришло понимание, что эту сумму они не потянут. Поэтому они решили, что лучшей свадьбой будет семейный ужин и ремонт", — рассказал Эдуард Дедюхин.
Обычно пары начинают планировать торжество за полгода. А что будет через полгода, сейчас никто не знает, поэтому тратить большие деньги на праздники клиенты не решаются, говорят владельцы компаний по организации свадеб.
Андрей Анфиногенов в своем "банкетном дискаунтере" пытается минимизировать ресторанные накрутки, благодаря которым мероприятие искусственно делают дороже.
"Например, мы упразднили так называемый "пробковый сбор" — требование доплаты за свой алкоголь", — рассказывает владелец заведения. Топ–менеджер утверждает, что оптимизация цен не оставляет его в убытке, потому что в целом банкетов проходит больше.
"Когда в 2008 году я открывал Open Bar, мы пошли тем же путем. Тогда у нас был самый дешевый "Мохито" в городе, и это оказалось на пользу как нам, так и нашим гостям", — вспоминает предприниматель.
В свадебном салоне "На Фурштатской, 50", где проводят обучающую программу "Предсвадебные университеты", отмечают, что будущие молодожены стали отказываться от услуг координаторов свадеб и декораторов. "Мы только что набрали на новую программу 20 пар. У меня в руках 20 анкет, и в каждой из них вычеркнуты услуги координатора свадьбы", — говорит координатор программы Юлия Варламова. Это значит, что молодые готовы сделать все сами или привлечь друзей и родителей.

Цена вопроса

Стоимость среднестатистического свадебного торжества на 50 человек в Петербурге составляет 500 тыс. рублей, подсчитали эксперты. При серьезной экономии можно организовать свадьбу и за 200 тыс. рублей.
Несмотря на рост закупочных цен на еду, одежду, аксессуары, свадебную атрибутику, цены на услуги пока остаются прежними, утверждает руководитель кейтеринговой компании "Комильфо" Федор Беломоев.
Средняя цена свадебного платья в магазине — 25 тыс. рублей, стартовые цены — около 7 тыс. рублей. Ткани для платьев закупаются за границей, поэтому цены на них за последнее время выросли почти в 2 раза. "Метр турецкого кружева теперь вместо 1,5 тыс. рублей стоит около 3 тыс.", — посетовали в салоне по пошиву и дизайну свадебного платья Platje, отметив, что сейчас многие невесты предпочитают покупать наряд с рук, не переплачивая. На сайте объявлений Avito и вовсе можно найти свадебное платье за 500 рублей.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Идет изменение модели потребления. Люди приходят к пониманию, что тот купеческий размах, который свойствен щедрому российскому потребителю от природы, больше невозможен. Для национальной психологии лично я считаю полученную прививку от пафоса очень полезной. Думаю, спрос на праздники в дальнейшем будет только падать и вряд ли вообще вернется на докризисный уровень. А компаниям по организации праздников в любом случае придется диверсифицировать свой бизнес.
Алексей Третьяков
председатель Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка