Александр Шестаков: Если у вас контракт в евро…

Автор фото: Коньков Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Обменные пункты.

 Руководитель коммерческой практики юридической фирмы Atra Александр Шестаков — о том, как сейчас будут пересматриваться в суде валютные контракты, заключенные год назад.

Одна известная нам компания год назад заключила 3–летний контракт на поставку дорогостоящего оборудования из ЕС. Разумеется, стоимость сделки была прописана в евро.
События минувшей осени и тем более — начала зимы, не говоря уже о вчерашних, мягко говоря, заставили компанию пересмотреть свои взгляды на выгодность этой закупки. Уже в октябре рублевая стоимость закупаемого оборудования вышла за пределы рентабельности, а сейчас сделка стала для компании и вовсе угрожающей.
В этой ситуации был вполне логичен поданный ею иск в арбитражный суд о расторжении контракта без каких–либо санкций по отношению к любой из сторон в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили в момент его заключения.
Гражданское законодательство РФ предусматривает такую возможность: если обстоятельства изменились настолько, что исполнение контракта нанесет компании ущерб, контракт может быть изменен или расторгнут. Но судебная практика, сложившаяся в нашей стране в период с 1998 по 2009 год, увы, не относит кризисные проявления в экономике страны — в том числе и валютные колебания — к таким существенным обстоятельствам.
Арбитражные судьи традиционно считают, что, заключая валютную сделку, стороны должны были предусмотреть в том числе и возможность курсовых колебаний, и экономическую неустойчивость страны. Соответственно, скачки курса евро являются обыкновенными предпринимательскими рисками.
Между тем, анализируя сложившуюся ситуацию, я склонен считать, что такая судебная практика порочна и не защищает реально пострадавшую от изменения конъюнктуры рынка сторону. Ведь участники валютной сделки на самом деле не могли предвидеть резких перемен валютного курса и кризисных явлений в экономике. Если бы они могли прогнозировать такое масштабное обесценивание рубля, они бы ни в коем случае не стали закупать данное оборудование.
Поэтому я полагаю, что даже сложившуюся судебную практику можно изменить. И объединенный Верховный суд РФ сейчас продвигает именно такую линию: суды должны оценивать и анализировать все обстоятельства каждого конкретного дела, не ставя свое решение в зависимость от судебных актов, вынесенных по похожим делам в прошлом.
Соответственно, попытка реанимировать описанную законодательную норму применительно к валютным колебаниям, полагаю, отнюдь не обречена на провал.