Анна Филоненко: какие перемены ждут малый бизнес в 2015 году

Автор фото: Штукина Екатерина/ТАСС

Глава общественной приемной по защите прав предпринимателей при СК РФ Анна Филоненко - о перспективах развития малого бизнеса в РФ.

На днях Владимир Путин обратил внимание бизнес–сообщества на ряд важных для малого бизнеса нововведений. По мнению президента, необходимо увеличение фондов стимулирования, развитие системы микрофинансирования, а также совершенствование механизмов поддержки и льгот на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Примерно в это же время Дмитрий Медведев сказал, что действующие процедуры регулирования потребительского рынка слишком избыточны и создают давление на малый бизнес. При этом торговой деятельностью в малом бизнесе занимается треть предприятий, и именно данная сфера — одна из наиболее устойчивых в нынешних условиях экономики — стабильно гарантирует налоговые поступления, создает рабочие места и развивает отечественное производство. Минпромторг уже подготовил проект "Стратегии развития торговли на период 2016–2020 гг." и "Концепцию внесения изменений в Федеральный закон № 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Бесспорно, данные документы содержат целый ряд положительных изменений. Но! В случае их утверждения. Это и бессрочный период действия Схемы размещения нестационарной розницы в городе, и невозможность ее использования как средства "передела рынка", и запрет на изменение требований к внешнему виду объекта чаще чем раз в 10 лет, и установление минимального срока договора аренды земельного участка на 5 лет с пролонгированием неограниченное количество раз, и исчерпывающие основания для расторжения договора, и принцип "меняется место — сохраняется бизнес", когда в случае необходимости корректировки предоставляются равноценные альтернативные места.
Но не все так сладко. Вызывает опасения возвращение к принципу размещения торговых объектов с учетом обеспеченности населения торговыми площадями, который может нести коррупционную составляющую; одновременно определен перечень реализуемой в нестационарном торговом объекте продукции, что ограничивает хозяйственную деятельность; добавлена возможность расторжения договора при неведении деятельности более 3 месяцев и некоторые другие.
Что же касается поддержки малого бизнеса у нас в городе, то по–прежнему механизм выделения субсидий непрозрачен, возникают вопросы по критериям отбора определенных компаний. А сейчас, во время кризиса, как никогда жизненно необходимо развитие конкуренции, от которой выиграет и государство, и малый бизнес, и потребитель. В современных геополитических условиях и с учетом планов по импортозамещению крайне важно активизировать работу по созданию благоприятной среды именно для малого бизнеса. Предприниматель должен иметь хоть какие–то гарантии, ощущать стабильность и поддержку. Вот только услышат ли президента конкретные чиновники регионального уровня? Связь между уровнями власти явно хромает, или интерпретация начинаний воспринимается по–своему и корректируется не в пользу местного малого бизнеса.