"Деловой Петербург". Таможенный добор

Автор фото: Trend/ Павел Долганов
Россия, Санкт-Петербург. Совещание "О состоянии нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в Российской Федерации". На снимке: руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова.

Таможенная служба, которую возглавляет Андрей Бельянинов, не добрав пошлин из–за санкций и конъюнктуры рынка, решила компенсировать этот дефицит за счет импортеров — им предстоит доплачивать в бюджет 1 млрд рублей в месяц до конца года.

Северо–Западное таможенное управление (СЗТУ) составило список из 657 петербургских импортеров, с которых до конца года собирается добрать 4 млрд пошлин за счет увеличения таможенной стоимости. В распоряжении "ДП" оказалась подготовленная СЗТУ докладная записка "О резервах собираемости таможенных платежей" с перечнем компаний и размером предполагаемой суммы доплат. Все импортеры распределены на несколько групп по суммам предполагаемого доначисления пошлин.
В первую группу, с низкой степенью риска нарушения законодательства (это значит, что взять с них много не получится), вошли фирмы, поставляющие по прямым контрактам сырье и комплектующие, в частности, для местных автосборочных производств ООО "Ниссан Мануфэкчуринг Рус", ООО "Тойота Мотор", и другие крупные импортеры. Всего в этой группе 153 компании. Далее таможенники выделили семь фирм, с каждой из которых, по их мнению, можно получить более 50 млн рублей пошлин (см. таблицу), еще 10 компаниям таможенники намерены доначислить по 25 – 50 млн рублей пошлин, 84 импортерам придется доплатить по 10 – 25 млн рублей, и, наконец, с остальных 378 компаний доберут по 2,5 – 10 млн рублей. В отдельном перечне 30 участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых должны быть проведены проверочные мероприятия.

Резервы собираемости

Причиной изыскания дополнительных резервов стал катастрофический недобор таможенниками пошлин, за счет которых формируется около 40% доходов федерального бюджета, что, собственно, объясняет борьбу таможенников за каждую копеечку.
С января по август СЗТУ планировало собрать с импортеров 332 млрд рублей, а получилось на 10 млрд меньше. План удавалось выполнить только в феврале и марте этого года. Аналогичная ситуация по всем таможенным управлениям страны, и это притом, что на этот год правительство РФ сократило таможенникам план по сбору пошлин из–за сложной экономической ситуации.
Ввоз товаров в страну начал сокращаться еще в прошлом году, а в начале этого года падение ускорилось из–за резкой девальвации рубля. Усугубили ситуацию и введенные в отношении России санкции после присоединения Крыма. А в конце лета РФ ввела эмбарго на ввоз продовольствия из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. В результате по итогам августа импорт сократился на 16% по сравнению с июлем, до $20 млрд.

Плата за санкции

Несмотря на объективные причины снижения таможенных сборов, глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов в конце августа поручил всем руководителям таможенных управлений принять действенные меры для повышения эффективности таможенного контроля за ввозом товаров.
СЗТУ предстоит до конца года добрать 3,9 млрд рублей пошлин, Центральному таможенному управлению — 7,5 млрд рублей, Дальневосточному — 2,8 млрд рублей. Добирать средства таможенники решили за счет единственного доступного им инструмента — усиления контроля таможенной стоимости (на нее начисляются пошлины) как до, так и после того, как товар прошел таможенное оформление. По закону таможенники могут требовать доплаты пошлин в течение 3 лет после растаможивания.
Поясним: таможня рассчитывает пошлины от таможенной (проходной) стоимости, которую фискальный орган определяет самостоятельно по каждой товарной группе — этот показатель на языке таможенников называется "индикатор таможенной стоимости" (ИТС) и равняется цене 1 кг ввозимого товара. Например, ИТС по технологическому оборудованию в СЗТУ равен $12,82 за 1 кг.
Можно ввезти и растаможить оборудование по фактической, как правило меньшей, стоимости, но в этом случае для подтверждения цены российские таможенники, в отличие от их зарубежных коллег, вправе потребовать, как говорят импортеры, неограниченное количество подтверждающих документов, например договор купли–продажи с печатью торгово–промышленной палаты города, в котором куплен товар, или справку о химическом составе товара, что зачастую нереально достать вообще, не говоря уже о том, чтобы сделать это оперативно. В итоге импортеры соглашаются поднять стоимость до проходного барьера, а не держать товар на границе, собирая документы.

Группы повышенного риска

Наибольшие резервы доначисления пошлин таможенники выявили в пяти товарных группах: технологическое оборудование, обувь, изделия из пластмассы, электроника, игрушки. Так, согласно докладной записке, в результате проведенного таможенниками анализа выяснилось, что при ввозе технологического оборудования фактически сложившаяся таможенная стоимость составила $12,06 за 1 кг, что на 6% ниже нормативной, а по обуви расхождение еще больше — 16,3% ($22,30 против $18,65).

Таможенный круговорот

Опрошенные "ДП" участники внешнеэкономической деятельности единодушно отметили, что антикризисная таможенная политика может вызвать серьезные трудности, даже если товар ввезен в страну добросовестно, уплачены все пошлины — проверки деятельности компании, усиление таможенного контроля на границе, как отмечают предприниматели, неминуемо приведут к нарушению ритмичности поставок.
У таможенников всегда найдутся рычаги воздействия на всех, и на добросовестных импортеров тоже, уверены бизнесмены.
По словам одного из таможенных брокеров, даже у компаний, работающих с точки зрения таможни исключительно по закону, найдутся недочеты (например, ввозя товар, импортер предоставил копии документов вместо оригинала).
Вместе с тем участники рынка отмечают, что лучше бы СЗТУ начало эффективнее бороться с контрабандой.
"Посмотрите, откуда в магазинах сыры и прочие продукты, запрещенные к ввозу 1,5 месяца назад. Думаете, складские запасы? Да нет, конечно! В Усть–Луге у нас дыра, еще большая — в Кронштадте, а в Выборге поставлен на поток ввоз контрабанды физическими лицами в ночное время. Почему таможенники этого не хотят замечать?" — возмущается один из импортеров, пожелавший не называть своего имени.
Кроме того, импортеры обращают внимание на то, сколько сейчас ввозится запрещенных европейских товаров из Белоруссии.
Справедливости ради стоит отметить, что Андрей Бельянинов в конце сентября предложил создать мобильные группы для контроля за ввозом запрещенных в РФ товаров. Главу ФТС насторожил тот факт, что в последнее время страны Таможенного союза резко увеличили импорт продукции, попавшей под продуктовое эмбарго России. В итоге заплатить придется всем, чтобы таможня выполнила план, уверены участники внешнеэкономической деятельности, а в следующем году многие попытаются вернуть взысканные средства через суд.
Похожая история происходила в 2009 году, когда потребительский спрос сильно упал, в результате сократился ввоз товаров, и тогда таможня тоже решила доначислять пошлины и взимать штрафы. В качестве дополнительных мер воздействия таможенники ужесточат контроль, вынуждая импортеров корректировать стоимость товара до проходной цены. Таможенные брокеры, кстати, несут с импортерами солидарную ответственность, и таможенники могут в безакцептном порядке списывать со счетов брокеров средства. Потом, конечно, можно будет вернуть деньги. Но только через суд.
Сергей Прошин
Заместитель Генерального Директора Группы "Вента"
Оспорить действия таможни в суде, конечно, можно, но нельзя забывать про экономическую составляющую всего этого процесса. Во–первых, нужно изъять из оборота средства на доплату пошлин, а это значит, что, возможно, компании придется взять банковский кредит. Во–вторых, как только таможня начинает проверки, то тут же возникают задержки, а это убытки. Причем проверки могут длиться месяц, два, сколько угодно. Еще таможенники могут завести уголовное дело и в рамках него взыскивать пошлины. Затем, после взыскания необходимой суммы, такие уголовные дела обычно закрываются.
Руслан Кисс
Гендиректор Зао "Русский Логистический Провайдер"
Санкции и резкая девальвация рубля сделали свое дело: импорт падает, платежи в бюджет сокращаются. Недавно президент РФ поручил всем фискальным ведомствам латать дыры в бюджете, повышать собираемость налогов, пошлин. Вот таможенники и бросились исполнять указание, даже не подумав о том, где импортерам взять дополнительные средства. Те, кто не слаб в коленках, начнут подавать в суды. В 99% подобных случаев суды поддерживают импортеров. В результате такой таможенной политики вместо доходов бюджета правительство получит дополнительные расходы. Не там резервы ищут, искать надо там, где контрабанда валом идет.
Александр Гончаров
Заместитель Генерального Директора Ооо "Эврика–Логистик"
Наша компания, оказавшись в списке СЗТУ, не видит для себя дополнительных рисков. Есть определенный порядок и процесс, определенный Федеральной таможенной службой, в соответствии с которым они выносят заключение. Мы выполняем все требования регулятора и адаптируемся к новым требованиям. Мы считаем, что каждая ситуация — это некий рабочий диалог, в рамках которого и решаются подобные вопросы.
Артем Глущенко
Руководитель Пресс–Службы ГК "О’КЕЙ"