"Деловой Петербург". Бизнес на ноосфере

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Российский книжный рынок падает уже несколько лет. С 2008 по 2012 годы суммарный тираж книгопечатной продукции сократился на 29%. Легальный рынок электронных книг, в свою очередь, вырос в 2013 году вдвое и составил 500 млн рублей.

Книжный салон в Петербурге прошел на фоне тяжелейшего кризиса отечественной книжной отрасли, продолжающегося вот уже несколько лет. По данным, представленным филиалом Российского книжного союза в Петербурге, падение суммарного тиража книгопечатной продукции за 2008–2012 годы в России составило 29%, по количеству изданных названий — 5,3%. В сегменте художественной литературы падение продаж эксперты оценивают в 10–15% в год.
И это несмотря на колоссальную поддержку, которую оказывает государство книжной отрасли: организация книжных выставок–ярмарок в Москве, Петербурге, Красноярске, других регионах, выделение грантов и субсидий на осуществление общественно значимых издательских проектов, писательские и издательские десанты в Париж, Франкфурт–на–Майне, Лондон, Нью–Йорк, Пекин, Тегеран; литературные премии, точное количество которых учету не поддается (по данным Российской государственной библиотеки, более 300). Значительная часть литературных наград финансируется из государственного и муниципальных бюджетов, денег государственных учреждений и компаний. Не говоря уже о том, что президентом Российского книжного союза вот уже много лет является Сергей Степашин, бывший премьер–министр и глава Счетной палаты РФ.

Оптимизм в тихой гавани

Ситуация с традиционной печатной книгой в 2013 году в стране улучшилась, хоть и не слишком заметно.
В 2013 году по сравнению с 2012–м наблюдается увеличение как количества названий книг и брошюр, так и общего тиража — хоть и незначительное. Эти показатели в истекшем году — 120 512 названий и 541,7 млн экземпляров (против 116 888 названий и 540,5 млн экземпляров в 2012 году). В процентах это увеличение составляет 3,1% для количества названий и 0,1% для тиражей. Тихой гаванью для издателей стала специальная (профессиональная) литература, а также иллюстрированные книги для детей.
"В 2013 году объем наших продаж вырос на 32% по сравнению с предыдущим годом", — говорит Сергей Турко, главный редактор издательства "Альпина Паблишер", крупнейшего издателя деловой литературы в России.
"Нельзя сказать, что книжный рынок в России падает. Он стабилизировался, а в некоторых секторах, не только в детском, даже отмечается небольшой рост. Детские книги показывали постоянный, хоть и небольшой рост даже в период самого глубокого падения книжного рынка в 2008–2010 годах, — говорит коммерческий директор издательства "Самокат", специализирующегося на детской книге, Глеб Кочнев. — Считается, что доля детских книг на рынке составляет 18–20%. Но мне кажется, что уже несколько больше, субъективно такое ощущение возникает, когда посещаешь книжные магазины".
"Мой практический опыт показывает, что любая понятная целевая аудитория является довольно устойчивой, — говорит руководитель детского издательства "Фордевинд" Анна Амасова. — Вообще узкая специализация, по моему мнению, дает некоторые преимущества. В ней больше конкретики. Ты знаешь, как, где, кому рекламировать и продавать. Мгновенно получаешь обратную связь. Можешь лучше чувствовать запросы и формировать новые".
Активно растет легальный рынок электронных книг. Как утверждают эксперты компании "Литрес" (55–58% продаж электронных книг в РФ), рынок электронных книг в России в 2013 году составил 500 млн рублей и вырос вдвое по сравнению с предыдущим годом.
Планируется, что в 2014 году он также вырастет в 2 раза — по большей части за счет мобильного канала.
По словам Сергея Турко, доля электронных продаж в его компании растет и составляет уже 5% в денежном выражении, но вряд в ближайшем году превысит 10%.

Радоваться рано

В 2013 году, по данным Российской книжной палаты (РКП), в стране действовало 5727 (из них в Петербурге — 569) издающих организаций. В это число входят все издательства, приславшие в течение года хотя бы один экземпляр выпущенной ими книги в традиционной печатной форме в РКП. По сравнению с 2012 годом число издающих организаций в России сократилось на 2,7%.
При этом число издательств, выпустивших в 2013 году 12 и более книг и брошюр, уменьшилось по сравнению с 2012 годом на 2,5%, а число издательств, совокупный тираж которых в 2013 году превысил 12 тыс. экземпляров, сократилось по сравнению с тем же периодом на 8,8%.
При этом в сравнении с 2008 годом число издательств, совокупный тираж которых превысил 12 тыс. экземпляров, сократилось к настоящему времени на 26,2%.
Таким образом, говорят специалисты, несмотря на положительную динамику развития отрасли по отношению к 2012 году (рост числа выпущенных изданий и их совокупного тиража), обнадеживать себя не стоит: указанные показатели продемонстрировали совершенно незначительный рост, причем это с учетом низкой базы 2012 года. Средние тиражи выпускаемых книг и брошюр продолжают снижаться, выпуск изданий на душу населения практически не растет. Активно действующих издательств, как и книготорговых организаций по всей стране, становится все меньше.
Скорее всего, тот уровень, который зафиксировала книжная отрасль в 2013 году, — лишь передышка перед очередным падением. На это указывает общая экономическая ситуация, складывающаяся в стране, которая грозит повторением кризиса 2008–2009 годов и может повлиять на деятельность многих субъектов книжного рынка уже в текущем году.
Генеральный директор издательства " Вита Нова", специализирующегося на выпуске коллекционных и подарочных книг, Алексей Захаренков говорит о снижении интереса к традиционной книге как общемировой тенденции: "У финской типографии, где мы традиционно печатаемся, резко снизился объем заказов. Многие европейские издатели теперь печатаются в более дешевом Китае, а значительная часть издательств и вовсе прекратила свое существование".
При этом никто не отменял влияние и других факторов, таких как все более массовый переход на чтение с электронных гаджетов и электронное книжное пиратство, которое в последний год хоть и начало снижаться, но еще очень незначительно. Таким образом, надолго ли пришла стабильность в книжный бизнес, вопрос по–прежнему гадательный.

От рынка читателя к рынку писателя

Парадокс, но чем хуже обстоят дела в отечественном книжном бизнесе, тем большее количество человек желают выразить себя посредством книги. Выпускают книги известные политики (Сергей Миронов) и бизнесмены (Олег Тиньков), прекрасно отдавая себе отчет, что время, потраченное на подготовку изданий, стоит гораздо дороже потенциальных гонораров и пиар–выгоды. Глядят на нас с книжных обложек Владимир Познер, Владимир Соловьев, Ксения Собчак, Александр Невзоров и другие медийные фигуры. К книжному салону подоспел сборник стихов бывшей главы имущественного департамента Министерства обороны Евгении Васильевой… По–прежнему популярны корпоративные заказные издания — о славном пути того или иного предприятия. Все более широкое распространение получает технология print–on–demand (печать по требованию), позволяющая выпускать книги минимальными (от одного экземпляра) тиражами — для своих: мемуары, стихи, семейные хроники и так далее.
"Даже если книга исчезнет как потребность читающего, она останется как потребность пишущего, — уверен петербургский философ Александр Секацкий. — Потому что до сих пор не придумано лучшего отчета перед ноосферой, чем предъявление написанной книги". Возможно, будущее отечественного книжного бизнеса в период, когда писателей гораздо больше, чем потенциальных читателей, как раз и может быть связано с удовлетворением этой человеческой потребности.
Девальвация, приключившаяся в конце зимы — начале весны этого года, вернула издательский бизнес в ситуацию рубежа 2008–2009 годов. Заказы книготорговых организаций упали примерно на 30%, резко снизилась платежная дисциплина магазинов, снова стали задерживать выплаты, чего не было уже несколько лет. Рост издательского бизнеса в 2013 году — не более чем отскок, как говорят биржевики, падение, скорее всего, продолжится. Падают практически все сегменты рынка, кроме, пожалуй, узкоспециальной прикладной профессиональной литературы, это товар неэластичного спроса. Не так давно мы выпустили книгу по реставрации старинной мебели — и понятно, что сколько есть в России реставраторов, столько ее и купят, и цена здесь не принципиальна.
Александр Кононов
директор издательства "Симпозиум"
За последние 5 лет наблюдается общее падение спроса на книгу. Это особенно заметно на примере постоянных покупателей, тех, кто ходит на нашу книжную ярмарку годами. По словам продавцов, те, кто раньше бывал тут еженедельно, теперь появляются 1–2 раза в месяц, те, кто покупал за один раз пять–шесть книг, теперь хорошо если возьмут одну, а то и просто полистают, пообщаются, да так и уйдут. Поэтому у нас растет количество торговых мест, где продаются не книги, а товары для творчества, предметы коллекционирования, развивающие игрушки и подарки. Если несколько лет назад доля таких мест составляла примерно одну четверть, то теперь она выросла до трети, и эта тенденция усиливается.
Кирилл Зевлов
генеральный директор ДК им. Крупской
Если правительство продолжит линию борьбы с пиратством, то книга в нашей стране будет развиваться и дальше. Формы будут меняться, больше будет продаж цифрового контента, но читать не перестанут. И, кстати, во многом это зависит от таких издательств, как мы, маленьких, независимых, пытающихся привнести в Россию все самое лучшее и интересное из современной мировой литературы. Мы не стесняемся напрямую вести открытый диалог с родителями и детьми, пытаясь привить вкус не только ко всем известной детской классике, но и к сливкам современной мировой детской литературы.
Глеб Кочнев
коммерческий директор издательства "Самокат"