"Выходной Петербург". Ошибка многих

Автор фото: Коньков Сергей

Российский ВВП падает второй квартал подряд, экономика вошла в рецессию, но многие россияне считают что экономическое положение страны за последние 2 года улучшилось. Дмитрий Прокофьев объясняет почему некоторые сомневаются в том, что видят глаза.

Восемь веков назад монах Юкинага, автор "Повести о доме Тайра", сокрушенно замечал: "Сомневаться в том, что видят глаза, и верить тому, что слышат уши, — такая ошибка свойственна многим". Именно так бывший самурай, коротавший дни за записью поучительных историй, объяснял причины краха властителей Тайра, самовластных хозяев Японии. До самого последнего дня владыки Тайра получали только те доклады, которым хотели верить и которые, однако, все больше расходились с очевидной реальностью. Если бы в то время был телевизор, надо думать, переход Тайра в вымышленный мир произошел бы еще быстрее.
Вряд ли многие наши соотечественники читали эти мудреные повести, но это не мешает им верить ушам или телевизору, а не собственным глазам. Иначе как объяснить, что, судя по опросам "Левада–центра", людей, которые считают, что экономическое положение России за последние 2 года улучшилось, стало больше, чем тех, кто придерживается противоположного мнения? Министр экономического развития говорит, что российская экономика вошла в рецессию, и это подтверждается спадом ВВП второй квартал подряд. Минэкономразвития вторит и Минфин, там считают, что отсутствие дальнейшего спада будет большой удачей. Инвесторы, опрошенные Bloomberg Markets, назвали Россию худшей из восьми крупнейших экономик мира в ходе глобального опроса, результаты которого опубликованы на этой неделе. 73% респондентов Bloomberg оценили ситуацию в российской экономике как ухудшающуюся, 17% — как стабильную, и 3% верят, что "все идет по плану". Но активность в промышленности сокращается шестой месяц подряд, в сфере услуг темпы сокращения стали максимальными за 5 лет, только инфляция плавно набирает обороты. С начала года она составила 3,2% — более половины годового ориентира ЦБ.
Повод ли это для беспокойства о судьбе своего кошелька? Ерунда, отвечают социологам сограждане, все хорошо, дела развиваются нормально (доля сомневающихся в "нормальном ходе дел" среди опрошенных "Левада–центром" составляет чуть больше 25%). Правда, в отношении личных финансов местные экономические оптимисты ведут себя здраво — скупают валюту, прячут деньги под подушку. Из–за резко возросшего спроса в марте этого года банкам пришлось ввезти в Россию наличную валюту примерно на $15 млрд. По официальным данным ЦБ РФ, это почти в 5 раз больше, чем в феврале, такого спроса не было уже 5 лет, с кризисного января 2009 года. При этом был побит еще один рекорд — с банковских счетов граждане сняли $6,9 млрд, как отметил Центробанк, это максимальная сумма за весь период ведения такой статистики. А в рублях вклады населения в I квартале 2014 года сократились на 393,5 млрд, сообщает Агентство по страхованию вкладов.
На самом деле, несмотря на периодическое снижение курса евро и доллара (пока ЦБ может себе это позволить), следует предположить, что доллар в России даже сейчас стоит меньше, чем должен бы стоить. Примерно как это было накануне кризиса 1998 года, во время которого рубль был девальвирован вчетверо. С той поры цены в России росли, а курс доллара, по сути, остановился. За 14 лет он вырос процентов на тридцать, в то время как потребительские цены — на 364%. В результате одни и те же товары в России, считая цены в долларах, оказываются существенно дороже, чем в США. При том что уровень доходов населения там выше в разы. Так что доллар в России сейчас намного дешевле по покупательной способности, чем был раньше. И такая диспропорция подталкивает к покупке валюты, ведь тогда, в 1998–м, выиграли те, кто успел скупить валюту по 6 рублей.
Чему же следует верить, выражаясь словами Юкинаги, тому, что видят глаза, или тому, что слышат уши? Существует социальная группа, которая без оптимизма смотрит на происходящее. Среди предпринимателей, согласно упомянутым опросам "Левада–центра", людей, считающих, что условия для ведения бизнеса в России стали хуже, в 2,5 раза больше, чем говорящих, что стало лучше. Такая позиция нашла отражение и в экспертном исследовании условий предпринимательской деятельности, проведенном Ленинградской ТПП, на основе методики Минэкономразвития. Оценки по 10–балльной шкале, которые давали текущей обстановке предприниматели, не превышали 4 – 5 баллов — своеобразной точки кризиса. Предприниматели вынуждены смотреть на мир объективно — просто они несут большую ответственность.