"Деловой Петербург". От санкций выиграет бизнес с крепкими нервами

Автор фото: Смелов Иван
Интервью с заместителем министра промышленности и торговли РФ Евтуховым Виктором Леонидовичем в БКЗ Октябрьский

Виктор Евтухов - о том, кто выиграет от санкций против России  и о том, что это вовсе не санкции, а контракции.

Сейчас очень много говорят о санкциях против России. По счастью или по факту, все, что касается санкций, находится больше в политической сфере, реальные экономические ограничения пока остаются в области планов и угроз. Вместе с тем надо понимать, что бизнес постоянно отслеживает риски и оценивает свои планы по сотрудничеству, по выбору контрагентов, условий и проектов. Отношения с западными рынками в сложившейся ситуации во многом зависят от выдержки и крепости нервов у бизнеса. Слабонервные первыми выйдут из игры, а значит, те, у кого нервы покрепче, кто дорожит своими многолетними связями, выиграют вдвойне.
Хотелось бы вспомнить остроумное замечание о санкциях спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко про аборигенов и бумеранг: неправильно запущенный бумеранг может вернуться к аборигену и сильно ударить его самого. Параллели очевидны. Строго говоря, механизм экономических санкций может быть эффективным против экономических режимов типа КНДР или в свое время СССР. Они бьют по позициям, критически важным для замкнутой, например социалистической, экономики. В стране с нормальной рыночной экономикой санкции широкого масштаба ввести без ущерба для "применителей" сложно, если вообще возможно. К примеру, у СССР возникали проблемы в основном на ниве так называемого ширпотреба, а сегодня практически весь импортный ассортимент на полках магазинов можно заменить поставками из азиатских стран.
Сложнее дело обстоит с импортом технологий, с так называемыми неформальными санкциями. Однако опять же в условиях открытости российской экономики у нас есть возможности выбора. Кроме того, нельзя сказать, что сегодня с Россией охотно делятся передовыми технологиями. В условиях появившихся рисков остаться без западных технологий все более актуальным становится вопрос об импортозамещении. Напомню, что недавно премьер–министр России Дмитрий Медведев заявил, что и потребительский рынок, и экономика в целом слишком подсели на импортную иглу. И отметил, что потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой спектр товаров. Таким образом, любые экономические санкции естественным образом стимулируют появление на рынке новых российских товаров и услуг.
Кроме того, мне как юристу режет слух само слово "санкции". В контексте современного международного права оно может использоваться в официальных документах ООН и только относительно мер, предпринимаемых Советом безопасности. Что же касается действий, которые государства осуществляют в одностороннем порядке, то их следует именовать как контракции. Кроме того, санкции во многом служат для консолидации западного общества — в политической, экономической и военной сферах. Одновременно с ними зазвучали заявления, что надо ускорять консолидацию по трансатлантическому партнерству между США и ЕС. Это, конечно, вызывает много вопросов и способно оказать негативное влияние на экономические связи российского и западноевропейского бизнеса.