"Деловой Петербург". "Кожаные роботы", или О гуманизме

Автор фото: globallookpress

Директор NovaTeam Вадим Жартун - о том, как неконтролируемые эмоции разрушают компанию, а сдерживаемые — здоровье руководителя.

Иногда хочется не уволить, а взять за волосы и как следует приложить головой о письменный стол. Но нельзя: Уголовный кодекс, КЗОТ, корпоративная культура, в конце концов. Рано телесные наказания запретили, погорячились. Ведь как еще до этих горе–работников донести, что работать надо на совесть и делать то, что сказано, а не то, что в голову взбрело. Ты все, что имеешь, в бизнес вложил, а они очередной контракт проворонят и канючат еще, что зарплата у них маленькая. Бывает, что и срываешься. А потом отляжет от сердца, и жалко их становится. Неудобно даже как–то становится. Да, звезд с неба они не хватают, но вместе уже не первый год, через многое прошли.
И так раз за разом: ошибка, обида, непонимание, злость, срыв, жалость, чувство вины, неуместные поблажки. Не компания, а "Санта–Барбара" — сплошные эмоции вместо регулярного управления. В результате руководители наказывают и поощряют подчиненных не тогда, когда это нужно, а когда наболело или отпустило. Последствия всегда неприятны, причем и для подчиненных, и для руководителя, и для компании.
Неконтролируемые эмоции разрушают компанию, сдерживаемые — здоровье руководителя.
Сложность в том, что люди вызывают эмоции. К счастью, любая проблема содержит в себе часть решения: неодушевленные предметы эмоций не вызывают. Именно так я и нашел рецепт, который помогает мне сдерживаться, сталкиваясь с головотяпством подчиненных. Когда сотрудники (мои или моих клиентов) в очередной раз проявляют безответственность, лень или глупость, а у меня появляется желание их растерзать, я говорю сам себе: "Это — кожаные роботы". И мир вокруг меня меняется. Вдумайтесь: обижаться и злиться на робота бесполезно. У него нет намерения оскорбить вас своей неблагодарностью или халатностью. Он не злой, он просто почему–то работает не так, как запланировано. Возможно, ему недостаточно данных, или в его программе есть ошибка. Может быть, он лучше подходит для другой работы. Бывает, что ваши команды до него не доходят или у них неправильный приоритет.
В любом случае, вашего "кожаного робота" можно отрегулировать (обучить, мотивировать), если вы умеете это делать, или заменить, если это эффективнее. Такой подход одинаково гуманен по отношению ко всем сторонам. Руководитель получает работающую организацию, а подчиненные — понятные правила игры и ровно ту помощь, какая им необходима. Правильно ли считать "кожаными роботами" вообще всех в компании? Разумеется, нет. Но право на то, чтобы быть "человеком", на ваши эмоции сотрудник должен заслужить чем–то очень весомым. И таких людей в компании не должно быть слишком много.