"Деловой Петербург". О заборах, рецессии и доверии

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 Президент ОКГ Виталий Антощенко - о том, как культура недоверия в России напрямую влияет на прибыль компаний.

Сегодня российской экономике, вошедшей, по заявлению правительства, в стадию рецессии, как никогда нужна поддержка своих граждан. Поддержка является производной доверия. В свою очередь доверие — производная от открытости. Чем меньше топ–менеджеры от государства открыты, чем реже честно объясняют свои действия на основе обладаемой информацией, тем больше недоверия и меньше поддержки они получают.
Для коммерческой организации во время экономического спада поддержку сотрудников компании переоценить невозможно. Чтобы выжить, компания должна быть клиентоориентированной, максимально привлекательной для клиентов, иметь атмосферу, вызывающую чувство восторга и восхищения. В нашей действительности основным и первым препятствием является страх. В нашей культуре недоверие проявляется на каждом шагу: в офисе, магазине, во внутренней политике компаний.
Яркий пример, демонстрирующий наш национальный подход, — заборы. Большинство зарубежных частных домов не имеют заборов, а те хозяева, кто все–таки решает очертить границы своего участка, создают ограждения легкими и элегантными, в том числе и живыми, например, с помощью кустов можжевельника. Заборы зарубежного образца не скрывают территорию за ними. Заборы российского кроя — это защитные стены средневекового замка: высокие, неприступные, укрывающие владельца от возможных врагов. Наши заборы — производная страха.
В такой культурной черте не было бы ничего плохого, если бы она напрямую не влияла на прибыль предприятия. А она влияет! Влияет, пока сотрудник боится решать проблемы клиента из–за того, что опасается сделать это неправильно и быть уволенным. Влияет, пока он защищается, отстаивая свою точку зрения, Клиент уходит в ярости и больше никогда не возвращается, что не страшно в период бурного роста экономики, но смертельно во время рецессии. Единственный способ победить страх в своей компании — это создать атмосферу открытости и доверия. Открытость начинается с руководителя, то есть с вас. Первым делом надо сделать так, чтобы любой сотрудник, если захочет, знал, что именно и почему вы делаете в данный момент времени. Для этого необходимо изменить свою жизнь на работе таким образом, чтобы слова полностью соответствовали делам. Такой подход через некоторое время даст возможность требовать от своих подчиненных того же, и в большинстве случаев ваше требование будет восприниматься как законное. В свою очередь такая "плотность" компании благоприятно отразится и на отношениях с клиентами, которые не захотят менять открытую и надежную компанию ни на кого другого.