"Выходной Петербург". Рецепт нефтерубля

Автор фото: globallookpress

В России все чаще звучат призывы продавать нефть и газ не за доллары, а за рубли. Вице–президент Ленинградской торгово–промышленной палаты Дмитрий Прокофьев объясняет, почему это невыгодно российскому бюджету.

Минэкономразвития подготовило прогноз, согласно которому экономический скачок может состояться благодаря расходованию всех средств из суверенных фондов России. Теоретически "перезапуск" роста ВВП будут стоить 6 трлн рублей, однако уже с 2016 года источники финансирования капитальных вложений министерство предпочитает не уточнять.
Бог весть, что решит по этому поводу правительство и кто станет получателем этих средств. В России сейчас озвучивается множество нетривиальных идей, предполагающих полную самодостаточность отечественной экономики, превозносящих чудеса импортозамещения и заодно доказывающих "прелести кнута" (цитату традиционно приписывают Пушкину). Похоже, что мы присутствуем при проведении открытого конкурса предложений на тему "Как одолеть глобальную экономику", и победителей конкурса немедленно пожалуют в начальники. "Иные молодцы даже русскую науку открыли: у нас, мол, дважды два тоже четыре, да выходит оно как–то бойчее", — замечал по этому поводу Иван Тургенев. Среди бойких рецептов, призванных сломать финансовую систему покупателей российских углеводородов, наиболее громко звучит предложение о продаже нефти и газа за рубли. Авторы его рассчитывают, что в этом случае за отечественной валютой выстроятся очереди на биржах, а рублевые вклады превратятся в золото. Но пока что ЦБ РФ сообщил, что россияне предпочитают доллар и евро. С начала года объем средств на рублевых счетах уменьшился на 5,7% (на 790 млрд рублей), а на валютных, напротив, вырос на 13,5% (на 400 млрд рублей).
Что может произойти, если главные товары российского экспорта будут продаваться за рубли? Годовой объем российского экспорта составляет примерно $500 млрд, а импорта — $350 млрд (по официальным данным). То есть более двух третей газа и нефти обмениваются на промтовары. Еще порядка $100 млрд россияне в той или иной форме выводят за рубеж. 350 плюс 100 получается 450, то есть 90% валютной выручки за российский экспорт возвращается туда же, куда поставляется нефть. Выходит, и спрос на доллар никуда не исчезнет, и большому спросу на рубль тоже неоткуда взяться.
Качнуть мировой рынок обмена валют тоже не получится. Просто потому, что дневной оборот этого рынка превышает годовой объем российского экспорта в 10 раз. Даже если создать искусственную необходимость покупки рублей для оплаты российского экспорта, объем такого "рынка" будет исчисляться сотыми долями процента от мирового валютного оборота. Кстати, сумма $500 млрд не означает, что российским экспортерам отдают именно полтриллиона. Для обслуживания такого оборота достаточно трети этой суммы, так как показатель средней скорости обращения денег на рынке составляет около 3.
Но расчеты можно вести в любой валюте, важнее другое — в какой валюте учитывают свои доходы и расходы покупатели российского экспорта. И вот здесь у рубля шансов нет — внутри России он теряет в цене процентов по десять в год, а к доллару может потерять те же 10% в месяц, и если конвертируемой валютой рубль и является, то до стабильности ему далеко. Поэтому российские компании могут требовать оплаты в рублях — хранить эти рубли на счетах никто не будет, а когда понадобятся — купят перед расчетом.
У кого купят рубли импортеры российской нефти? Очевидно, у крупных международных банков. У тех же банков, у которых будут покупать доллары российские компании. А им доллары зачем? Для оплаты импорта. Банки заработают на дополнительных комиссиях дважды. Кстати, если контракты за продажу нефти будут рассчитываться в рублях, то падение рубля к доллару вызовет и удешевление нефти. Покупателям будет легче. А вот российскому бюджету — нет. В отличие от бюджета США. Даже если допустить теоретическое снижение спроса на доллары, Вашингтон не огорчится. Чуть снизится стоимость доллара — снизится стоимость американских долгов, зато вырастет конкурентоспособность американских товаров. В отличие от товаров российских, которые в этом случае оказываются не очень доступными по цене.
Интересно, что апологеты разных нетрадиционных методов борьбы с мировой экономикой не предлагают, например, производить в России товары, способные найти сбыт по всему миру. Им почему–то хочется создать как можно больше неудобств отечественному потребителю. И отечественному предпринимателю, кстати, тоже.
В этом странном желании можно и вредительство усмотреть.