"Деловой Петербург". Цифровой город

Автор фото: globallookpress

Оборот цифровых агентств Петербурга за 2013 год увеличился на 15%. В этом году ожидается такой же результат. Наибольший рост показал сектор мобильных приложений. Местные компании уже начинают составлять конкуренцию столичным игрокам.

По экспертным оценкам, цифровой рынок Петербурга увеличил свои обороты за 2013 год на 15% и готовится повторить такой же результат и в этом году. Растет и средняя цена услуг.
Digital–сектор на данный момент состоит из организаций множества типов, занимающихся разработкой сайтов и мобильных приложений и предоставляющих услуги по комплексному интернет–маркетингу.

Взяли в оборот

Растущие обороты компаний петербургского digital–рынка можно условно разделить на три части: обороты по услугам интернет–маркетинга, рекламные бюджеты и оборот от продажи таких продуктов, как сайты и мобильные приложения.
По данным Олега Кельника, главы интерактивного агентства Kelnik (занимает второе место в отраслевом рейтинге Tagline по Петербургу), совокупный оборот петербургских компаний по услугам интернет–маркетинга и SEO составляет около 500 млн рублей в год.
У компаний, занимающихся интернет–рекламой, этот показатель находится на уровне 1,5 млрд рублей в год. Однако львиная доля этого оборота достается крупнейшим площадкам–паблишерам ("Яндекс", Mail.ru Group, крупнейшие СМИ).
Обороты рынка разработки сайтов и мобильных приложений, по данным Сергея Котырева, генерального директора сервиса готовых сайтов "Юмисофт", составляют около 5 млрд рублей в год.
В 2014 году, по прогнозам игроков digital–рынка, его совокупный оборот вырастет на 15 – 20% — по темпам роста петербургский рынок не отстает от столичного. Самое яркое будущее прочат сектору мобильных приложений и сайтов, адаптированных для просмотра с мобильных устройств, это связано с резким ростом мобильного трафика — с 5 до 20% за последние несколько лет.
Обгоняют рынок по росту стоимости контекстная реклама, подорожавшая на 20%, и услуги по разработке фирменных стилей и логотипов, которые дорожают на 25%.

Выход на Москву

Петербургские компании сегодня начинают составлять конкуренцию столичным игрокам. Выгодные цены при широком ассортименте услуг дают петербургским компаниям преимущество перед московскими коллегами, близость к столице обеспечивает лучшую связь с федеральными клиентами.
"Петербургские цены на 20 – 30% ниже московских, в низшей ценовой категории стоимость услуг потихоньку сравнивается, — поясняет независимый консультант и евангелист SPECIA Алексей Ежиков. — У членов содружества в планах кампания по привлечению в петербургские агентства клиентов из Москвы и других регионов, но мы планируем этого добиться не за счет демпинга, а за счет качества услуг и продуктов".

Цифровое объединение

Одним из факторов повышения конкурентоспособности петербургских участников рынка стало образование профессионального содружества SPECIA. Оно было создано 23 мая 2013 года как организация, которая позволит разнородным участникам рынка объединиться и создать цифровое лицо города.
За год организация присоединила к себе 94 участника, то есть примерно четверть всех игроков рынка, к концу года планируется объединить 130 компаний.
По данным участников рынка, совокупный оборот членов содружества составил более 1 млрд рублей — таким образом, сейчас на объединение приходится более половины всего городского рынка интернет–маркетинга и смежных услуг.
В составе содружества компании с оборотом от 4,5 млн до 100 млн рублей и выручкой от 1,5 млн до 50 млн рублей. Их обороты за 2013 год в среднем увеличились на 24,7%, а средняя выручка — на 30,5%.

Выбор лидеров

Однако часть лидеров рынка — крупные компании, среди которых Traffic Isobar, 2Nova Interactive и Deasign, не вошли в состав содружества, а предпочли другие профессиональные объединения.
"Мы вошли в международную профессиональную ассоциацию SoDA, поскольку для нас она более полезна, — отмечает Ирина Кузнецова, совладелец 2Nova Interactive. По ее словам, дело в том, что компания в основном работает с крупными российскими компаниями или глобальными корпорациями, например Intel или Samsung, а члены SPECIA больше сосредоточены именно на петербургском рынке. "Так что у нас просто разные интересы, — отмечает Ирина Кузнецова. — Хотя, конечно, любое такое объединение полезно, поскольку способствует повышению общего уровня качества услуг и формированию стандартов на относительно молодом рынке digital".
Самый быстрорастущий сейчас сектор — услуги по адаптации сайтов для мобильных и мобильные приложения, тут активный рост оборотов начнется уже в этом году, а в 2015 году может составить до 50%. Это и сейчас уже достаточно потребляемая услуга, но к будущему году клиенты здесь точно должны созреть: они за этот период успеют отследить статистику просмотров с разных устройств и понять, что мобильная версия сайта становится нормой.
Олег Кельник
владелец и генеральный директор интерактивного агентства Kelnik
Заказывать в Петербурге выгоднее — уровень зарплат в Москве совершенно не позволяет размещать там web– или программное производство. Некоторые московские агентства выходят на петербургский рынок в расчете на сотрудничество с крупным бизнесом, предлагая стандартные услуги дороже, аргументируя это качеством. Однако цены москвичей, судя по отзывам самих рекламодателей, кажутся запредельными.
Никита Михеенков
совладелец и директор по развитию интерактивного агентства Nimax