"Деловой Петербург". Коллективный автомобиль

Автор фото: Global Look Press

В Петербурге заработал первый сервис аренды автомобилей на час. Машины стоят по всему городу, а брать их в любое время могут зарегистрированные клиенты компании. Эксперты, впрочем, сомневаются в большом спросе.

Компания "Стрит Кар" (бренд Streetcar) запустила в Петербурге сервис почасовой краткосрочной аренды автомобилей. Это так называемый коммерческий carsharing, распространенный в Европе и США. Схема такова: зарегистрированному клиенту выдают электронную ключ–карту, которая подходит ко всем машинам этой компании. Затем клиент может брать машины самостоятельно. Для этого на сайте компании он должен найти свободное авто, место стоянки которого его устраивает, забронировать его, а после использования вернуть на место.

Петербургские пионеры

Сервис не планирует конкурировать с таксомоторными компаниями, но может быть интересен тем водителям, которые не пользуются автомобилями каждый день и чей ежегодный пробег составляет менее 8 тыс. км, считают в компании. "Если человеку нужно доехать из пункта А в пункт Б, он воспользуется такси, потому что при нынешних ценах это дешевле. Наш сервис должен стать альтернативой владению автомобилем", — говорит Антон Постольников, гендиректор и владелец ООО "Стрит Кар". Сейчас в парке компании 70 машин средней стоимостью 1,25 млн рублей. Их покупка стала основной статьей расходов при старте проекта. Начальные вложения составили 150 млн рублей. Инвесторы проекта не называются, руководитель компании указывает только, что это "несколько российских частных лиц". В планах Streetcar увеличить количество автомобилей в 2014 году до 250, это потребует 200 млн рублей. Окупаемость проекта — 3 – 5 лет. В дальнейшем компания собирается выйти и в другие города–миллионники, первым из которых станет Москва, где сервис может заработать уже в 2015 году. В Москве у Streetcar есть конкурент. Подобный сервис там в 2013 году запустила почти одноименная фирма — ООО "Стриткар". Оно работает под брендом Anytime и сдает машины с поминутной тарификацией. В отличие от петербургской компании здесь машину не нужно возвращать на ту же стоянку, а можно оставить на любой бесплатной стоянке в пределах МКАД. "Как правило, клиенты используют наши автомобили в течение часа–полутора. Сейчас парк составляет 100 автомобилей, и мы планируем его увеличение в течение 2 месяцев", — рассказывает менеджер по работе с клиентами Anytime Сергей Блок.

Новинки и менталитет

Петербургский рынок проката автомобилей в 2012 году оценивался в 5,5 млрд рублей. Руководители компании по аренде автомобилей пока скептически смотрят на новую модель проката. "Бизнес пойдет, только если будет поток клиентов. По нашему опыту, запросы о краткосрочной аренде поступают совсем не часто, и мы ее не предоставляем, нам это не выгодно", — отмечает Руслан Волков, заместитель начальника отдела проката ЗАО "Трэвэл Рент" (бренд "Напрокат"). "В наших реалиях эта схема вряд ли будет работать. Российские автолюбители достаточно безответственны, особенно если речь идет не о личном автомобиле. Хотя с корпоративными клиентами это может получиться", — считает Илья Прокофьев, администратор арендной компании "Движение". Директор автоклуба "А24" Денис Шубин считает, что услуга не получит повсеместного распространения, но будет пользоваться спросом у современных яппи. "В целом, исходя из нашего менталитета, у нас машина до сих пор предмет престижа и ценный имущественный актив. Услугой будут пользоваться те, кто экономит прежде всего не деньги, а время, которое не надо тратить на обслуживание собственного автомобиля. К тому же схема удобна, так как не надо каждый раз оформлять бумаги", — рассуждает Денис Шубин.