"Цветоптторг" направился в регионы

Автор фото: Змеев Максим
На снимке: Роман Шварцман, гендиректор "Цветоптторга" (ООО "Флора Телеком").

Крупнейший петербургский закупщик цветов – "Цветоптторг" – продаст 15 своих точек продаж в Петербурге и откроет больше 20 в регионах Северо-Запада. Посмотреть на регионы компанию побудили городские цены на электричество и транспортные расходы.

Сегодня под брендом "Цветоптторга" (ООО "Флора Телеком") работает 70 магазинов. Для сравнения, у ближайшего конкурента по этому показателю, сети "Оранж", 32 точки. Из 70 цветочных магазинов в компании считают нерентабельными 12-15. Их собираются продать до конца 2014 года.
Большинство цветочных салонов в городе, а их более 2000, — это самостоятельные точки продажи цветов или сети из нескольких точек. Игроки рынка связывают это со сложностью организации цветочного бизнеса. Как правило, букет клиенту собирает флорист, и проконтролировать его в формате крупной сети сложно. "Мы решили эту проблему методом создания супермаркета. Букеты собираются на заводе предпродажной подготовки. Производится серьезная технологическая обработка, и брак составляет всего 2% против 25-30% в обычных цветочных салонах. Продавец у нас в магазине обезличен. Вся выручка каждого салона — белая, правда, обратная сторона этой медали — ежемесячные налоги в размере 20 млн рублей", — говорит Роман Шварцман, гендиректор "Цветоптторга".
Корреспондент dp.ru побывал в предпродажном цехе, о котором говорит Шварцман. Помещение вместе с офисами компании занимает 3 Га и находится недалеко от станции метро "Парнас". Помимо цехов, где собирают букеты, здесь расположена система для производства специальной минеральной воды и холодильные камеры с температурой +2 градуса. Это — одни из составляющих технологии long life, которая позволяет сохранять срезанные цветы в течение 2-3 месяцев свежими. Например, long life позволяет компании закупать цветы к 8 марта, 14 февраля и 1 сентября заранее, а значит, по стандартным расценкам.
Но и в этих условиях получать прибыль от всех точек продажи цветов не удается. По словам Шварцмана, проблема не в борьбе с конкурентами на петербургском цветочном рынке. "Мы не конкурируем с цветочными салонами. У нас своя коммерческая идеология: идти не туда, где много народу, а туда, где дешевые точки, чтобы качественный продукт стоил дешево", — говорит он.
Посмотреть на регионы компанию побудили петербургские цены на электричество, отопление, транспорт, да и таможня — недешевое удовольствие. От 12 до 15 тыс. букетов, которые ежедневно продает компания, составлены из цветов из Эквадора, Колумбии, Венесуэлы, Малайзии, Турции, Израиля, Австралии и только в редких случаях (розы, гвоздики, хризантемы) — из России, а именно с плантаций Подмосковья и Ленобласти.
Сейчас у сети по одной точке в Мурманске, Архангельске, Апатитах, Череповце и нескольких других городах. В этом году их количество может увеличиться более чем на 20. Компания считает, что развитие сети на Северо-Западе сегодня становится перспективным направлением.
Цена, по которой будут продаваться петербургские магазины, пока не уточняется. Также Роман Шварцман не называет и долю своей компании на цветочном рынке Петербурга, отшучиваясь фразой "Это не понравится антимонопольному комитету". По оценкам независимых экспертов, "Цветоптторг" занимает 40% цветочного рынка Петербурга, общий оборот которого составляет около 12 млрд рублей.
При этом мелкорозничные торговцы "Цветоптторг" недолюбливают. Несколько собеседников dp.ru заявили, что их "выдавливают с рынка", попросив не называть себя. "Крупные сети в борьбе за клиента выживают небольшой цветочный бизнес, занимая самые "лакомые" места", — считает и Алексей Третьяков, президент петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. Согласна с Третьяковым Алла Николаева, президент Ассоциации флористов Петербурга. На ее практике накануне 8 марта встречались даже случаи специальной задержки машин с голландскими тюльпанами, которые заказывали индивидуальные предприниматели. При этом такой же груз сетевикам приходил вовремя. "Это бизнес, и небольшим игрокам в нем приходится тяжело", — считает Николаева.
Для открытия одного цветочного салона около 200 м2 в Петербурге с цветами и сопутствующими товарами требуется не менее 3,5 млн рублей. Считается, что рентабельность цветочного бизнеса — в пределах 30%. Пик продаж приходится на 8 марта, 14 февраля и 1 сентября.
Компания "Цветоптторг" (ООО "Флора Телеком") подконтрольна Михаилу и Роману Шварцманам, каждому принадлежит по 40%, по данным СПАРК.