"Деловой Петербург". Не нравится — стройте свою канализацию

Автор фото: Лучинский Евгений
Андрей Балаценко Вице-президент – Директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком».

Новый вице–президент — директор макрофилиала "Северо–Запад" ОАО "Ростелеком" Андрей Балаценко о ревизии кабельной канализации, планах компании по покрытию города своей оптоволоконной сетью, прощании с мобильной связью и приватизации АТС.

Чем отличается ситуация в Петербурге и Владивостоке, откуда вы приехали?
— Доли "Ростелекома" во Владивостоке и Петербурге сопоставимы, так же, впрочем, как и уровень конкуренции. Четыре – пять провайдеров в одном доме — нормальная ситуация для обоих городов. Разница только в общем количестве игроков. Там их количество измерялось десятками, а здесь — сотнями. Такая высокая конкуренция в Петербурге привела к тому, что цены упали, и многие участники рынка в результате ищут, кому бы продаться. Других перспектив развития у них нет.
Не планируете ли воспользоваться ситуацией и приобрести кого–нибудь?
— Нет, на сегодняшний день нет такой цели, так как сейчас мы сами способны создавать сети, которые отвечают требованиям рынка.
Какие задачи поставило вам руководство, перед тем как вы возглавили филиал?
— Как минимум сохранить и укрепить позиции "Ростелекома". И как максимум — стать лучшим филиалом компании в России по занимаемой доле рынка широкополосного доступа в Интернет.
Как вы планируете добиваться этих целей?
— Прежде всего мы должны стать лидером в сервисном обслуживании. То есть в простоте получения нашей услуги и скорости реакции компании на различные инциденты. Вечный двигатель еще не изобретен, что–то ломается всегда — это естественно, но важно оперативно реагировать и устранять поломки.
Каким образом вы собираетесь стать лидером? Увеличите штат службы поддержки?
— Не всегда все решается увеличением штата. Иногда, наоборот, бизнес–процессы можно оптимизировать за счет уменьшения числа сотрудников, функционал которых морально устарел и создает лишние препоны на пути решения проблем. А благодаря высвобожденным ресурсам можно нанять сотрудников с более высокой квалификацией и производительностью труда. Мы планируем применить успешный опыт как наших, так и зарубежных компаний.
Планируете ли вы отменить или изменить какие–либо решения предыдущего руководства филиалом?
— У "Ростелекома" есть понятная корпоративная культура и четкая схема взаимодействия внутри компании. Существует центр, который разрабатывает стратегию развития. А макрорегиональный филиал отвечает лишь за тактику. Поэтому никаких претензий к решениям предыдущего руководителя у меня нет. Может быть, различие в некоторых тактических взглядах, но кардинально положения вещей это не меняет.
Когда стало известно о вашем назначении, конкуренты прогнозировали, что на рынке появится много свободных кадров, так как вы начнете перетягивать подчиненных с Дальнего Востока. Так ли это?
— Я никогда не возил за собой людей и не собираюсь это начинать. Те люди, которые здесь работают, пришли сюда не просто так. Их выбирали по личным и профессиональным качествам. Кроме того, на мой взгляд, одно из самых важных качеств управленца — это умение эффективно использовать тот ресурс, который у тебя уже есть. Из серии "Родину не выбирают"… Но это не значит, что совсем ничего не будет меняться. Люди ищут, где лучше, может быть, кто–то не сможет работать со мной и сменит место работы, это естественный процесс.
Недавно состоялось заседание акционеров по поводу новой стратегии развития "Ростелекома". Что изменят новые планы в работе филиала?
— У нас меняется подход к модернизации сети. Мы планируем ускорить темпы расширения нашей сети передачи данных. Если раньше мы делали это выборочно, то теперь будем модернизировать практически ковровым покрытием. Речь идет о домах с этажностью 4+ в крупных и средних городах нашего присутствия. В России к 2018 г. компания должна обеспечить технической возможностью подключения к нашей сети более 30 млн домохозяйств. В Петербурге и на Северо–Западе в следующем году мы планируем охватить 50% жилого фонда, а к 2016 г. довести это число до 95%. Это связано с тем, что компания делает поворот в сторону крупного контентопроизводителя.
Но планы по активному строительству сети PON уже озвучивались этим летом? Что–нибудь принципиально изменилось?
— Так как у нас стоит задача как можно быстрее провести модернизацию, возможно, в определенных местах мы будем делать ставку не только на PON. Например, в старом фонде, куда зайти с кабелем просто невозможно.
Новые технологии, на которые переходит "Ростелеком", требуют установки меньшего количества оборудования на АТС. Планируете ли вы использовать высвобождающиеся помещения?
— В ближайшие год–два мы никакого высвобождения не планируем, так как пока большинство наших абонентов пользуются традиционной телефонией на базе координатных АТС. Перевод таких клиентов на цифровые каналы создал бы им лишь неудобства. Переключать же их на IP–телефонию имеет смысл только тогда, когда они кроме телефона будут пользоваться нашим Интернетом или IP–телевидением. Когда таких абонентов станет большинство, тогда и можно будет говорить о высвобождении помещений.
Тем не менее у нас уже разработана целая программа на этот счет. Всего предусмотрено три варианта: использовать это имущество для собственных нужд, сдавать его в аренду или реализовывать для расширения инвестиционной программы. Кроме того, часть зданий нам не принадлежит, мы просто арендуем помещения у города.
Недавно было принято решение по передаче мобильных активов "Ростелекома" совместной компании с Tele2. В связи с этим петербургский филиал теряет дополнительные возможности для развития или лишнюю головную боль?
— Говорить о головной боли здесь неправильно. На самом деле мы никогда, в отличие от остальных мобильных операторов, не делали ставку на это как на основной бизнес. Это комплементарная услуга — всего лишь возможность предоставить дополнительный сервис связи для наших клиентов с помощью пакетных предложений.
При этом подобное сотрудничество с будущим объединенным оператором у нас сохранится.
Ваш предшественник запустил кампанию по ревизии канализационных каналов "Ростелекома", которая вызвала множество критики со стороны других участников рынка. Не планируете это решение пересмотреть?
— Наоборот. Если раньше инвентаризация была выборочной, кусками, то сейчас будем делать полностью по всей канализации. И это касается не только Петербурга. Дело в том, что у нашей компании есть собственники. И любой собственник, нанимая менеджмент, наделяет его собственностью и требованием, чтобы эта собственность использовалась в интересах акционеров. А несанкционированное использование нашей канализации противоречит этому требованию. Именно поэтому у нас возникает необходимость ревизии. При этом компания никогда не действует по принципу "давайте всех обрежем, потому что это конкуренты". Всем было четко сказано: "Мы понимаем, что кто–то незаконно использует нашу собственность. Предоставьте информацию о себе, легализуйте свой кабель, и мы начнем жить по–новому, на законных основаниях".
Тех, кто не ответил на это предложение, мы либо убираем из канализации, либо выявляем самостоятельно и предлагаем легализоваться, но только при условии оплаты за все предыдущее время. Это своего рода наказание за то, что сторонняя компания не захотела пойти с нами на контакт по–хорошему, законно. А дальше, если легализовался, плати положенную аренду и работай на рынке услуг связи. Цена, кстати, за аренду телефонной канализации не заоблачная. И не намного превышает себестоимость содержания этого ресурса. Вся эта информация легко проверяется.
Но были жалобы на обрезание кабеля без предупреждения.
— Мы никогда не отключаем кабель сразу, а ведем долгую планомерную работу с операторами. Выясняем, чей кабель, вступаем в переговоры. С некоторыми мы год договариваемся, прежде чем подписать соглашение. Больше, наверное, ждать не стоит. Конечно, если не можем найти владельца неопознанного кабеля или оператор нашелся, но отказывается платить, тогда мы вынуждены резать и демонтировать. Кстати, с каждой новой ревизией неопознанных нарушителей становится все меньше. А из тех, кого мы выявили, большинство уже легализовалось. Видимо, все уже поняли, что все тайное рано или поздно становится явным.
Некоторые операторы жалуются, что зачастую "Ростелеком" препятствует им в допуске в канализацию.
— У нас есть люди, которые раньше работали на других операторов и, находясь там, обвиняли нас в создании искусственных препон. Но теперь они знают, что в некоторых местах технической возможности действительно нет, потому что сами проверяют ее наличие. В некоторых случаях мы являемся некоей сдерживающей силой. Например, когда мы строим канализацию к новому микрорайону или жилому комплексу. Эта работа стоит очень дорого и с точки зрения финансов, и с точки зрения временных ресурсов, которые необходимо тратить на различные согласования. И, по–моему, логично, что мы берем некую паузу, не сразу пускаем других операторов, чтобы поработать с потенциальными клиентами самостоятельно. И никто на нас не должен за это обижаться. Ведь в теории конкуренты могут точно так же построить свою канализацию. Но почему–то никто этого не делает — ссылаются, что якобы не потянут такое строительство. Ну, тогда им придется принять наши условия.
Сейчас в правительстве России готовятся поправки, которые обяжут монополистов доказывать отсутствие технической возможности на допуск к их инфраструктуре. Насколько они отразятся на вашей деятельности?
— Ничего страшного не случится. Мы точно так же всегда и жили. У нас куча запросов на размещение в телефонной канализации, и есть определенный процент тех, кому мы отказываем. Принципиальная позиция компании по этому вопросу заключается в том, что если мы обладаем каким–либо новым ресурсом, то он в первую очередь должен быть направлен на удовлетворение наших потребностей и потребностей наших клиентов как минимум на 2 года. И Роскомнадзор, к которому по указанному поводу уже обращались операторы, поддерживает нас в этом вопросе. Проблем с обоснованием нашей позиции у нас нет. А что касается свободного ресурса, то мы и сами охотно сдаем его в аренду. Это же наши доходы.
Как вы оцениваете перспективы появления в Петербурге альтернативной кабельной канализации в водопроводе? Такой эксперимент сейчас проводят в Смольном.
— Суперположительно. Это вполне реальная технология, которая активно применяется за рубежом. Почему то же самое нельзя использовать и у нас?!
Не оттянет ли на себя часть выручки новый конкурент?
— Перекладывать провода из телефонной канализации в водоканализационную — это дополнительные инвестиции. Вряд ли на них кто–то пойдет без особой нужды. Например, мы бы на такое не пошли. Тем более, на мой взгляд, цена аренды не будет сильно отличаться от нашей. Поэтому такая канализация в основном будет использоваться для построения новых сетей, а также для восстановления старых, когда, например, вскрытие старой телефонной канализации потребует слишком много средств. Думаю, что там, где это потребуется, мы и сами воспользуемся возможностью размещения в водоканализации.
Недавно стало известно, что "ЭР–Телеком" планирует приобрести Interzet. Что изменится на рынке в связи с этой сделкой?
— Когда объединяются операторы, это объединение не только названий, но и двух корпоративных культур, разных маркетинговых стратегий. Благодаря тому что внимание руководства будет направлено на решение задач более высокого уровня, у нас появятся дополнительные возможности по привлечению новых абонентов.
 
 

Биография

Андрей Балаценко

> Родился в Якутской АССР в 1965 г. В 1987 г. окончил Новосибирский электротехнический институт связи. Работу в отрасли начал в 1987 г. на Благовещенской городской телефонной станции Амурской области.
> В июне 2009 г. — генеральный директор ОАО "Дальсвязь" (с 2011 г. преобразовано в макрорегиональный филиал "Дальний Восток" ОАО "Ростелеком").
> В сентябре 2013 г. назначен вице–президентом — директором макрорегионального филиала "Северо–Запад" ОАО "Ростелеком".

 
 

 
 

О компании

Макрорегиональный филиал "Северо–Запад" ОАО "Ростелеком"

> Создан в 2011 г. на базе ОАО "Северо–Западный Телеком" (СЗТ). СЗТ появился в 2001 г. путем слияния подконтрольных государству предприятий электросвязи Северо–Западного округа, в том числе ОАО "Петербургская телефонная компания".
> Филиал обслуживает более 4 млн абонентов телефонии, около 1,2 млн пользователей Интернета и более 110 тыс. абонентов IPTV. Доля на петербургском рынке ШПД — 36%.