"Российские железные дороги" перевели на неполную рабочую неделю 270 тысяч человек. Государство запретило РЖД повышать грузовые тарифы, и экономить в монополии решили не на инвестпрограмме и не на топ-менеджменте, а на сотрудниках.
"Российские железные дороги" перевели на неполную рабочую неделю 27% сотрудников, то есть более 270 тысяч человек. Об этом сообщил в эфире РЖД-ТВ глава монополии Владимир Якунин.
Это было предсказуемым решением. Осенью РЖД запретили повышать в 2014 году тарифы на грузовые перевозки. Якунин выступил с ультиматумом: монополия недосчитается 93 млрд рублей, придется сокращать рабочие недели или увольнять сотрудников. Правительство не передумало.
"Чтобы не терять профессиональные кадры, [мы решили] пойти по пути неполной рабочей недели, — сказал Якунин. — Это более выгодная формула, чем отпуска без содержания. Сейчас мы в таком режиме вынуждены работать. По последним данным, в таком режиме у нас работает уже 27% от численного состава. Это, прежде всего, касается людей, которые не заняты на перевозке и обеспечении безопасности".
Якунин не исключил, что в 2014 году на неполную рабочую неделю будет переведено еще больше сотрудников. Все будет зависеть от прогнозов Минэкономразвития по ситуации в экономике и связанных с этим прогнозов решений правительства.
Аналитики dp.ru еще два месяца назад сообщали, что РЖД пойдут по пути "добровольных" сокращений рабочего времени. "Почти все сотрудники компании, то есть миллион человек, уже написали "добровольные" заявления на неоплачиваемые отпуска, отказ от отпусков, отгулов и так далее", — отметил глава агентства Infranews Алексей Безбородов.
Вот и Владимир Якунин рассказывает, что решение принято "по договоренности" с профсоюзами РЖД. Интересно, что, по мнению аналитиков, если бы из РЖД уволили инженеров и технических специалистов, они легко бы нашли себе другую хорошую работу — во всяком случае, в крупных городах. В этом смысле сокращенная рабочая неделя — менее выгодное для них решение.
Эксперты, прямо скажем, сомневаются, что у РЖД не было возможности содержать всех сотрудников. Похоже, что в отсутствии конкуренции в монополии разучились экономить или оптимизировать расходы или не считают нужным это делать.
Владимир Якунин вообще любит жаловаться. В частности, он считает, что государство ему не доплачивает. Недавно он занял место в хвосте рейтинга Forbes зарплат топ-менеджеров и подробно прокомментировал этот факт. "Небольшое вознаграждение" — это $15 млн в год, или почти 2 млн рублей за каждый рабочий день.
"От своих шубохранилищ и заоблачных зарплат (у Якунина официально зарплата 75 млн рублей, а доходы в 2013 году - 500 млн рублей) подельник Путина отказываться не собирается, - комментирует Борис Немцов. - Классика. Пусть рабочие за все расплачиваются".
Стагнация в экономике и заморозка тарифов отражаются на судьбе рядовых сотрудников РЖД, но не на инвестпрограмме монополии. Ее объем на ближайшие 3 года — 1,2 трлн рублей. Это без учета того, что РЖД регулярно (и чаще успешно) требуют с государства дополнительно. Недоброжелатели Владимира Якунина утверждают, что инвестпрограмма выгодна для него лично, потому что деньги эти осваивают не чуждые ему люди.
Некоторое время назад на Якунина была проведена сдвоенная атака силами Дмитрия Медведева и Алексея Навального. Первый пытался отправить его в отставку, второй подробно описал, насколько хорошо живет Якунин и честным ли путем добыто его благосостояние. Но Владимир Путин в 2013 году явно делает ставку на консерватизм. Позиции Якунина пошатнулись, но не более того.
В обсуждении темы массовых сокращений в РЖД остается место и для иронии. "Более четверти сотрудников РЖД перевели на неполную рабочую неделю. Проводницы поезда Москва-Владивосток теперь сходят где-то на Урале", — пишет в "Твиттере" автор блога Ъ-ФМ.